13 дней. Более 7000 км. Проживание, за исключением одного дня, в палатке. Мотоцикл молодчина. Бюджет 18000р.

Маршрут: Пермь – Вологда – Вытегра – Шальский – Мурманск – Заполярный – полуостров Средний – полуостров Рыбачий – Мурманск – Умба – Медвежьегорск – Вологда – Пермь

День 1-3

Итак, облачившись в дождевую одежду, «благополучно» облившись бензином вместе с мотоциклом на АЗС, выехал.

Минуя нудные пригороды Перми, выбрался на простор, и поездка началась. Наблюдал картину, когда с мокрого асфальта испарялась влага под действием яркого солнца, очень здорово ехать, рассекая пар под колесами! Раньше такого не видел.

Во второй день были куплены капли для глаз, которые поправили зрение, поскольку в предыдущий день, залетела соринка, из-за чего километров 200 ехал с мутным взором.

Проезжая село имени Бабушкина (уже в Вологодской области), тормознули копы, показали видео о превышении мной скорости. Настроение этот момент мне не подпортил, и я мило с ними побеседовал, пока составляли бумагу. Узнав, откуда я и куда, повертели пальцем у виска, и гордо сказали «у нас тут тоже есть байкеры!»

Далее до Вологды добрался без приключений. Где меня уже ждал Саша из Москвы – мой попутчик, найденный на Джебел-клубе

День 4-6

Доехали до Вытегры, до подводной лодки- музея. Заехав прямо на территорию музея на мотоциклах, поступили плохо, о чем нам сразу сообщили сотрудницы музея. Припарковавшись как нормальные люди, осмотрели музей. Билет стоил 150р.

Доехав до Онежского озера, поставили лагерь, искупались.

Там нас одолела ребятня на мопедике «альфа» из соседней деревни. Через несколько минут они все-таки стали напрягать, катаясь вокруг нас и задавая многочисленные вопросы, и я дал им задание сгонять за сигаретами в поселок, выдав им 100р. Не было их долго, что порадовало, и Саша смог расправиться со сборкой мотоцикла, но после этого они вернулись без сигарет ( деньги вернули), зато уже на 2х мопедах и с друзьями)

Впечатлило само озеро – это Вам не просто озеришко какое-нибудь, –  это Онега !

Весь день я применял уже наработанные за путь от Кирова до Вологды посадки на мотоцикле: и пригнувшись как спортбайкер, и как на чоппере – развалившись и вытянув ноги, и сидя на одной половине попы, чередуя ее с другой. Так же развлекался ленточкой Сашиного рюкзака, которая выписывала немыслимые пируэты на ветру.

Завтра нужно обмозговать наш путь, поскольку мужики, встретившиеся нам у стелы «полярный круг», сказали, что едут с Рыбачьего и там высадился десант морпехов, что скорее всего въезд закроют. «Учения!» Это конечно нас не ободрило, но и отступать некуда.

День 6.

Кандалакша – Умба – берег Белого моря – Мурманск – Заполярный – Титовка (750 км)

После Кандалакши ехать по трассе становится интереснее. Появляются сопки, небольшие горки, озера становятся больше и природа суровее. И тут я увидел сказочные скандинавские пейзажи – восхитительные сопки, речки и озера! Ехал и улыбался! Доехали до Титовки. Приграничный КПП. Проверили паспорта и пропустили. Я сделал фото на память. Тут же на меня крикнул погранец: «фотографировать нельзя!». Я ему предложил собственноручно удалить фото из фотоаппарата, на что он отмахнулся, сказав «ладно, ехайте уже». На фото 3 часа ночи!

Все! Дорога на Средний и Рыбачий – к мечте открыта! Узнали у погранцов что в Печенге заправки нет и придется ехать до Заполярного. По дороге туда силы меня покинули. От таких перегонов ломило все тело, особенно – шею. Очень замерз, все-таки ночью солнце не греет и сказывается близость Северного- Ледовитого океана. Еду – терплю.

Доехали до Заполярного (а это 50км до границы с Норвегией), залили бензин куда только можно, разве что не в карманы. По пути проезжали военные базы и объекты морской пехоты. Многие постройки и части находятся в разрухе, все на виду, видно боевую технику, бмп, бмд и т.д.

Вернулись обратно в Титовку. Весь «поселок» состоит из кафешки, туалета, небольшого количества маленьких гостевых домиков и еще какого-то кирпичного строения. Поели горячего в кафе и отправились искать на стоянку к одноименной реке.

День 7

перевал – хребет Муста-Тунтури – полуостров Средний

Настроение было прекрасным.

Ехал, открыв рот от неописуемой красоты! Хоть и небольшие, но настоящие горы! Серпантин, идущий среди каменных глыб, давался тяжело, поскольку до этого не было опыта езды в подобных условиях: камень, песок, подъем-спуск, а вокруг сопки и озера в них потрясающих форм и видов! В середине перевала потерял Сашу, я ехал первый, оказалось: он потерял 6,5 литров бензина, запасенного нами. Я прокатился назад, но ничего не нашел.

Итак, преодолев перевал, мы спустились к подножию Муста-Тунтури и доехали до музея. Там мы встретили, известного всем, интересующимся полуостровами, Саныча, других обитателей лагеря, живущих там и собак. Попросились в музей, на что Саныч нам ответил: «главный музей на хребте, сначала пройдите посмотрите, потом и я вам все покажу-расскажу». Скинув экип и переодевшись в гражданку, мы полезли на хребет – линию обороны немцев. Осмотрели окопы, выдолбленные в чистом камне, ДОТы и ДЗОТы… Все вокруг усеяно гильзами, немецкими и от ППШ, коробками от пулеметных лент, колючей проволокой, в тылах пневмоинструментом выдолблены штабы, окопы и госпитали. Поражает как вообще можно было штурмовать неприступный хребет-крепость и побеждать… но об этом лучше почитать из других источников.

Вид с хребта открывается на 2 бухты: губа Кутовая и губа Малая Волоковая — восхитительный! А ветер там все таки, несмотря на летнее тепло, очень холодный.

Виды сменялись один за другим, один краше и потрясающее другого, ни слова, ни фото, ни видео этого не передадут! Ехал и был счастлив! Вот она мечта! Передо мной, окружает меня, я в ней присутствую, не на мониторе читая отчеты и просматривая фотографии! Я еду здесь и сейчас на мотоцикле!

Были и сурово-скально-морские пейзажи и «лунные» – где нет ничего, кроме острой каменной гальки и плоских форм… Но одновременно с этим я ехал и дорога испытывала меня.

Самое сложное – это резкие подъемы с огромными камнями, на пике которых, торчат камни еще больше, в которые, кажется, колесо просто врежется и не перескочит, и ты вместе с мотоциклом рухнешь назад – в начало подъема.

По пути нам встречались: лагерь бывших десантников, в количестве около 15 больших военных палаток, они там видимо охотились на крабов, поскольку Саша углядел у них водолазное снаряжение; двое велотуристов, компании на джипах. Все нам подсказывали дорогу, за что им огромная благодарность!

День 8

полуостров Средний – полуостров Рыбачий – мыс Немецкий – перевал – водопад на Титовке

Объехав РЛС, мы доехали до маяка! Самая северная материковая точка западной части России! Дальше нет ничего кроме бескрайних просторов Северного-Ледовитого океана! Мы сюда приехали на мотоциклах.

И пусть уже много кто это делал, но чувство победы и радость за себя молодцов присутствовала в полном объеме! Саня меня осадил, сказав: «победа будет когда домой вернемся, увидеть и умереть – это не про нас», а у меня все равно было чувство удовлетворения, был готов хоть пешком домой идти. Памятные фото «как у всех», и решили прокатиться по берегу – поискать стоянку.

Добрались обратно до хребта. Заехали в музей, нам все рассказали показали, выразили Санычу огромную благодарность за все что он делает, а он мне в ответ сказал «спасибо, вам, ребята, без тех, кто сюда ездит и помнит, ничего бы не было».

День 9

Титовка – Мурманск – Умба – берег Белого моря ( 500 км)

Разбудил Саша. Сказал, что впереди длинная дорога и нечего рассыпаться. Мне совсем не хочется ехать, а мой попутчик хочет допилить до Медвежьегорска. Доезжаем до Мурманска. Принимаю решение дальше ехать не спеша один, сказывается накопившаяся усталость от предыдущих марафонских дней, а я в отпуске – все таки хочется отдохнуть. Расстаемся с Сашей тепло, я ему очень благодарен за общество, поездку и всю помощь, оказываемую мне. Разъезжаемся.

Прокатился по Мурманску в поисках достопримечательностей. Нашел только ледокол «Ленин» в Рыбьем порту. Поглазел еще на пару судов. Решил доехать до Североморска, в надежде увидеть военные суда и подводные лодки. На КПП не пропустили.

Доехал до берега Белого моря. Еще в начале поездки очень хотелось провести денек просто у моря. Разложил лагерь прямо на побережье, сготовил ужин и решил что завтра буду просто отдыхать бездельничая. Я, мотоцикл и море.

День 10

берег Белого  моря

Ночь прошла беспокойно. Во-первых, мне в бок что-то врезалось. Думал – камень, но вроде, когда ставил палатку, там был мягкий мох. Оказалось с утра что это была палка, которую я возил с собой для вывешивания заднего колеса, завертывал я ее в пенку ( БРАВО!). Во-вторых, ночью был дождь. Спросонья выбежал затащить мотоботы в палатку; так же был (по моим меркам) сильный ветер. Снова плюхнувшись в палатку спать, лежал и боялся, что это начало шторма и как я буду собираться и уезжать при всем это деле.

Но проснулся утром выспавшийся «до упора» и стояла хорошая погода. День провел за прогулками по берегу, написанием дневника и просто созерцанием моря. Отдохнул. Завтра планирую ехать долго, хочется домой.

День 11

Умба – деревня Андомский Погост ( 1000км)

Проснулся отдохнувшим и выспавшимся. Погода безветренна. Часы на телефоне сбились, решил — раннее утро, потому как были сумерки и прилив. Облачно – непонятно с какой стороны солнце. Быстрехонько собрался под аккомпанемент укусов гнуса разных видов и калибров и комаров. Доехал до Умбы, заправился, смотрю чек – время 00:22. Не поверил,  подумал что кассовый аппарат сбился может. Доехал не спеша до Кандалакши, на заправке смотрю чек – 03:22 . Оказалось, когда я проснулся, были вечерние сумерки. С этим полярным днем не разберешься…

Думаю – хоть ритм и сбит, зато есть возможность много проехать за день.

Пролетел поворот на Шальский, не сверившись с картой, выехал напрямик до Вытегры. Возвращаться лень, идет дождь. Закупился провиантом и водой в деревне Гакугса и хотел тут же встать на ночлег, но по дождем оставаться не хотелось. Впереди, в стороне Вытегры, небо светлое – поехал туда Лето, солнце, трава и тишина. Прекрасное завершение дня после 17 часов пути.

День 12

Андомский погост – Тотьма – АЗС..! ( 670 км).

Проехал село им. Бабушкина и… На скорости около 90-100 км/час встает клином заднее колесо!

Остановился прямо на проезжей части, вздохнул, пытаюсь судорожно понять в чем дело. Бензин есть, мотоцикл заводится, но передачи не переключаются и при выжатом сцеплении вперед-назад не толкается. Смотрю: не зажались ли педаль заднего тормоза – нет, порядок.

Оттащил на собственном горбу мот с проезжей части на обочину, перед этим, истерично махая руками, несущимся, сломя голову, фурам, чтоб объезжали. Притормаживает дальнобой, машу ему рукой мол «все в порядке». Он уезжает. Ковыряюсь дальше, но проблему решить не удается. Понимаю, что напрасно отказался от помощи. Смеркалось…

Торможу дальнобоя, у него такая головка есть. Пытаюсь отвернуть звезду – не удается. Пытается он – тоже самое. Выясняется что головка вообще-то нужна на 30. Вновь тщетные попытки. Все-таки удается снять цепь, и в тот же момент откручивается гайка звезды, УРА! Говорю: «дальше я сам», догоняю его, пытаюсь вручить ему шоколадку, но он наотрез отказывается и спешит на ночлег.

Стемнело полностью, хоть глаз выколи. До Никольска ~ 160 км. Поехал, не стоять же посреди леса на обочине.

Опустился туман, временами видимость 3 метра. Еду 55-60 км/ч . Дорога Тотьма- Никольск, как назло, самая ужасная асфальтовая часть всего маршрута и на почти 200 км лишь одни глухие деревеньки, где ничего нет, даже света. Свыкаюсь с участью и мечтаю доехать до Никольска, ведь там есть хотя бы свет и кафешки. Но сил и желания ехать дальше уже не было, решил заночевать на середине пути…

День 13

АЗС – Киров – Пермь ( 1020 км)

Начало потихоньку светать и я, не спеша, поехал в Никольск. Кофе с шоколадкой на очередной АЗС в городе и еду дальше. Ехать очень тяжело – больше суток не спал. Проехав около 100 км, ловлю себя на том, что просто засыпаю на ходу, кроме этого появляются галлюцинации. То девушка поет в ухо приятным голосом, ранее мне незнакомые песни, то автомобили встречные мерещатся, то боковым зрением вижу свою тень, хотя погода облачная и солнца нет, соответственно тени тоже. Чувствую себя как зомби, совершенно обессилен. Время около 9 утра. Остановился, поспал.

Доезжаю до Кирова. В голове возникает «да тут до дома-то осталось!» , а осталось еще 500 км…

Вообще, думаю, что те песни, которые мне слышались, исполнял мой ангел-хранитель чтобы я не засыпал. Еду в надежде увидеть АЗС в Менделеево, потому как после нее, как свои 5 пальцев знакомые, 100 км и дом! Но холмы и пригорки нашего края в той местности просто бесконечны. Сказать что я устал – не сказать ничего. Это были самый тяжелые 100 км за все две недели.

Итого: Получены непередаваемые ощущения и эмоции! Покорен полуостров Средний, достигнут мыс Немецкий. Замочены колеса и ноги в водах Онежского озера, Белого и Баренцева морей. Пробеги на эндуро около 1000км за день оказались действительно реальны, но после этого нужно полноценно отдыхать. Это одно из ярчайших событий в жизни!

P.S.: Спасибо тем, без кого эта поездка бы не осуществилась – Ане, Никите, Мише Технику, попутчику Саше из Москвы, дальнобойщику на трассе Тотьма- Никольск, а так же всем, кто меня поддерживал и верил что мне ЭТО удастся!

[notification type=»alert-info» closebutton=»yes» icon=»keep-default»]Автор: Котельников Владимир[/notification]