Кто, как и зачем организует культурное пространство?
Куда податься московскому путешественнику, который проводит лето в
городе?  А какие культурные достопримечательности показать гостям, чтобы
не скучно, не банально и не било по карману?

Москва в этом плане – рай: каждый день открываются 8-10 новых выставок, лекториев, ярмарок. Шоу цветов, фестиваль барабанов (все можно попробовать в деле!), малютки-антилопы дикдики – этому городу есть, чем удивить.

Наверняка хоть раз да задумывались, а кто же все это организует и как? Серьезно, кто эти люди, для которых трудовые будни – придумать «селфи-турник» или согласовать создание первого в мире произведения искусства из радиоактивных отходов?

Любопытно? Тогда лайфхак для продвинутых!

Если вы охотитесь за уникальными впечатлениями и неповторимыми фотоснимками, то обратите внимание: до 3 июля в рамках Moscow Urban Forum 2016 проходит акция «Дни открытых дверей в компаниях, меняющих город». Здесь делятся инсайдерской информацией из первых рук люди, чей рабочий день начинается с оформления арт-поездов московского метро, проектирования лавочек-конструкторов или борьбы за удобною навигацию в городе. Timepad проекта полон бесплатных экскурсий, которые проводят как знаковые для Москвы организации, так и компании, где гостей принимают редко, а то и вовсе впервые.

В рамках акции TripSicrets повезло встретиться с заместителем директора Мультимедиа Арт Музея Екатериной Финогеновой.

UltCVGqg00o

В этом году МАММ празднует свое 20-летие. Екатерина искренне рассказывает о том, как непросто сделать культурное пространство востребованным.

Это сейчас все привыкли, что фотография может быть произведением искусства, а фотобиеннале – круто и модно. Но, если вспомнить, 20 лет назад не было фотоархивов, а о мощном техническом оснащении и собственных разработках только мечтали. Сотрудники музея ездили по регионам со своим сканером, много общались с наследниками, объясняли, как работать с ценным материалом, что нельзя фотографии и пленку просто оставить лежать где-то в шкафу на полочке. Екатерина с гордостью демонстрирует черно-белый снимок авторства Аркадия Шайхета. Экспресс. Москва, станция Удельная, 1939. Темный массив поезда, увенчанный звездой, в клубах пара и облаков. Какой вдохновляющей и даже пугающей казалась мощь технического прогресса современникам – сложно представить, ведь даже современному человеку, избалованному чудесами техники, «Экспресс» не кажется устаревшим. Сильная машина, торжество человеческой изобретательности. «17 лет мы собираем материал для онлайн-проекта «История России в фотографиях, — рассказывает Екатерина, — но только сейчас в тестовом режиме открыли информационный портал. И очень рассчитываем привлечь пользовательский контент. Хотим, чтобы люди принимали живое и активное участие в проекте, ведь это наследие мы храним не просто ради себя, а для кого-то, для всех. Иначе в нашей работе просто нет смысла!».

14sdf7ngXyI

Особенность МАММ – частая смена экспозиций. Сейчас в просторных залах царит выставка «Русский космос», приуроченная к 55-ой годовщине первого полета в космос Юрия Гагарина.

Как и большинство «культурных» учреждений, МАММ выделяет две основные сложности в работе: недостаток финансирования и… пассивность аудитории. Для посетителей «со стороны» это может быть новостью, но те, кто в данной сфере работают, согласно кивают. И если с проблемой финансирования все более-менее понятно, то как же с людьми?

Лет 15 назад был большой взрыв интереса, но повторить его так и не удалось. Зато те, кто уже пришел в музей, остаются ему верны. Текущую ситуацию Екатерина характеризует словом «стагнация». Прирост аудитории есть, но медленный. И происходит он не сам по себе, а является результатом упорной работы сотрудников музея.

Что делать с человеческой пассивностью? Екатерина честно признается – «не знаю!». Хотя из ее дальнейшей речи становится понятно, что знает, а МАММ много работает и экспериментирует над этим: пиар, международные проекты, фестивали, летние выставки, мастер-классы, лектории.

RiWnuHJcIEA

Иван Михайлов. Из серии «Детская площадка». Как сильно дети мечтали стать космонавтами! Яркая мечта затмевала собой обычную жизнь. Где-то на заднем плане казались незначительными аптеки, магазины, дороги. Но теперь нарядные ракеты потускнели, заржавели. И по пути в магазин за продуктами жители обычных городских дворов иногда с ностальгией думают о бескрайнем космосе.

Вся история МАММ – это пошаговое воспитание и формирование своей аудитории. У любого музея есть две очень важные цели: сохранять и развивать культурное наследие, а также выполнять образовательно-просветительские функции. И вот тут, давайте честно, есть один нюанс: современное искусство, которое не существует вне контекста, — это сложно.

«Все равно что учить ребенка математике», — поясняет Екатерина. Когда детям что-то непонятно, им проще отложить (а то и вовсе выкинуть) учебник и тетрадку в сторону. Цифры не складываются, да и ну их! Если родители не настоят, то толку не будет. Здесь так же. Люди очень разные. Важно ко всем найти подход — с помощью опросов, исследований, внимательного наблюдения за реакцией посетителей.

XCoHsUVOFYc

Зона ожидания в холле оборудована наборами LEGO, которые с энтузиазмом собирают не только дети, но и взрослые. «Интерактивные тумбы с конструкторами остались после одной из выставок, — делится воспоминаниями Екатерина, — после закрытия экспозиции мы их убрали. Но нас завалили просьбами вернуть все обратно!». Это ценный урок. Такие объекты помогают детям (будущей аудитории музея!) привыкнуть, что культурное пространство – захватывающее приключение, а не занудство. В МАММ детям предлагают своими руками собрать камеру-обскура или сделать дагерротипы – это впечатляет малышей гораздо больше, чем просто лекция по истории фотографии.

Молодежь, конечно, в восторге – интерактивные экспонаты, все мигает, вертится. «Хотя, конечно, мы закладываем больше смысла, чем люди обычно видят», — отмечает Екатерина.

tBDdf-IP_I4

Плавное вращение конструкции «Модель пространства – Движения – бесконечности» Франциско Инфанте-Арана завораживает посетителей. Мало кто может удержаться, чтобы не снять сияющий экспонат на смартфон.

Сергей Зыков, сотрудник экскурсионного отдела МАММ, больше всего любит работать с юными посетителями. Он всегда старается адаптировать свою речь под общепринятый для этой возрастной группы язык. Здесь необходимо очень чутко реагировать, чтобы не выглядеть глупо, но и не усыпить слушателей.

Сергей во время экскурсии помогает понять авторов произведений и их выразительный язык через культурные аналогии и связи вне музея: «Даже если человек совершенно не разбирается в современном искусстве, он все равно привязан к массовым культурным явлениям: смотрит фильмы, слушает музыку, знает звезд эстрады и актеров. Через знакомые образы получается раскрыть авторскую идею». Этот способ помогает найти общий язык и с пенсионерами, которые часто ругают современное искусство за эпатаж.
Не все экспонаты должны нравится, но часто люди склонны ругать то, что просто не могут понять, а после экскурсии меняют свою точку зрения.

jfd_V2p4Yb0

Сергей Зыков демонстрирует спускаемый аппарат «Восток» Ю.А. Гагарина: «Вот видите? Все как в старых научно-фантастических фильмах. Куча кнопочек и огоньков, которые казались такими глупыми на экране – реальность!»

Еще одна важная часть аудитории музейного сообщества – люди с инвалидностью. «Это то, что называется «доступной средой». Мы с большим вниманием проектировали все от туалетов до выставочных залов. Удобные лифты, пандусы, везде расстояния, подходящие по габаритам для инвалидных колясок, — рассказывает Екатерина, — и вот, представьте себе, иду я от метро на работу, а посреди узенького высокого тротуара стоит указатель. И я понимаю, что с этой стороны мы для человека на коляске – не доступны, так как другой дороги со стороны метро просто нет!» На счастье, тротуар удалось отстоять, знак перенесли, но с похожими историями многие учреждения сталкиваются, не только в сфере культуры.

Бесспорно, окружающая среда влияет на людей. Екатерина приводит в пример парки Москвы. Даже без цифр статистики очевидно, что количество посетителей существенно выросло. При этом люди занимаются спортом, устраивают пикники, играют с детьми, рисуют, читают, танцуют и просто гуляют, а не злоупотребляют, например, алкоголем. Очевидно, что комфортные культурные пространства необходимы городу.

KDWkv5g_YuY

Юрий Авакумов. Серия «Игарка».Стразы на фундаментальном зиккурате символизируют звезды, только ненастоящие. Фальшивый блеск – ложные цели, к которым стремится человек, упуская из виду что-то действительно космически глобальное.

После лекториев по урбанистике начинаешь по-новому смотреть на достопримечательности. Кроме автора и истории создания за каждым объектом стоят люди, благодаря которым он расположен именно здесь, находится в хорошем (или плохом) состоянии. Более того, милые глазу элементы городского ландшафта – фонари, скамеечки, заборчики, цветы на клумбах – перестают быть общим фоном. Их хочется рассматривать пристально и анализировать как важную деталь, которая формирует облик города, наравне со старинной архитектурой, памятниками и музеями создает особую атмосферу. Эти знания очень обогащают культуру путешествий! И однажды можно поймать себя на мысли, что рассматривать то, как формируется очередь в музей (вся эта система ограждений, которая предотвращает давку) по-своему не менее увлекательно, чем сами экспонаты музея.