Сорокина Кристина уже не первый год мечтает о правах на мотоцикл. Еще бы, столько возможно совершить путешествий по России, да и миру!  Мотоцикл, – это не машина, стоит дешевле, легче купить в стране, по которой хочется проехать и проще самостоятельно отремонтировать, в случае поломки. Не говоря уже о том, что права тоже немного проще получить.

В этой статье Кристина рассказывает о известных путешественниках, которые вдохновляют, о том, как выбрать школу и не разочароваться (что тоже с ней было), и о нюансах в получении прав.   

Известные мото- путешественники и их приключения

Алексей Коровин

  • Книги, фильмы и блог на личном сайте
  • Канал Алексея на  You-Tube

Алексей Коровин путешественник-одиночка.  На своем мотоцикле он объездил полмира. О поездках, полных приключений, он снимал фильмы и выкладывал их интернете.

Vy2cgnNJzCo

«Жизнь поменялась кардинально, когда однажды, в мае 2009, я решил просто прокатиться за территорию страны на мотоцикле, приобретенном за 2 года до этого. Выехал с компанией, но так случилось, что через 3 дня я решил продолжать трип в одиночку.»
Сначала была поездка вокруг Черного моря, затем буквально через месяц 20000 км одиночный тревел в Монголию, а уже в 2011 микс-путешествие Пакистан-Индия на велосипеде и мотоцикле. В 2012-2013 году  путешествие «К себе через полмира» из Украину в Австралию.
Последняя поездка называлась «Вокруг Африки» (30 стран), 29 тыс. км – из Харькова  он отправился 21 марта 2015 года, но в августе 2015 года Алексей погиб от малярии.

Братья-близнецы Сергей и Александр Синельниковы

HeMgLL99dGQ

Сергей и Александр — заслуженные путешественники РФ. Они не ограничиваются поездками на мотоцикле, братья совершали кругосветные плавания по разным морям Планеты, пешие походы, восхождения на вершины гор, экспедиции на квадроциклах и т.д. Послужной список братьев Синельников настолько велик, что мы приведем лишь несколько. Подробная информация есть в Википедии.
Экспедиции:

  • Вокруг света на мотоцикле «Урал» (2002—2004). Прочитать книгу можно онлайн.
  • «Гребной марафон через Индийский океан» (2005). 6 минутное видео о марафоне.
  • «Семь пустынь мира на мотоцикле «ИЖ» (2006—2008). О путешествии была написана одноименная книга.
  • «1000 км пешком по Западной Сахаре» (2010). Видео о экспедиции.
  • «Кругосветное плавание на древнеславянской ладье „РУСИЧ“» (2010—2014). Фильм о экспедиции.

Олег Капкаев

9zaQoYNMvcs

С середины 70-х годов Олег проехал на мотоцикле более чем по 50 странам мира. Наиболее протяженными и сложными из пройденных маршрутов были путешествия в Монголию (13 900 км), на Памир (12 900 км), а также зимние (-48 °C!) мотоэкспедиции «Только на Север!». Зимним экспедициям был присвоен высший класс сложности по нормативам Мотоциклетной федерации России. Фильм «По Дороге Смерти к Полюсу Холода» о зимней поездке в Магадан занял второе место в конкурсе телеканала «Моя Планета».

Однако значительно опаснее оказалось путешествие по Ближнему Востоку в мае 2012 года, закончившееся для Капкаева, Александра Варданянца и их друзей заключением в военной тюрьме в Ираке. Освободиться и вернуться на родину путешественникам удалось только после вмешательства российских дипломатов и лично Президента Республики Ирак.

Александр Варданянц (Ward)

Личный сайт Варда, где он рассказывает о своих поездках.

gtyyepCdk18

Александр начал ездить на мотоцикле в 2000 году. За это время побывал в Перу, пересек Анды, Азию, Кавказ, совершил пробеги от Черного до Белого моря, от Владивостока до Бреста, пять раз был в МонголииВ 2012 году, как и Олег Капкаев, оказался заключен в Иракской в тюрьме, после он поведал как «Мы стали шпионами»Участвовал в зимних мотоэкспедициях «Только на Север». Видео о условиях, в которых проходила зимняя экспедиция в 2013 году. В этом году Александр пересек пустыню Гоби. Фильм о совершенном путешествии: «Путь к сердцу Гоби».

 

Как Кристина получала первые права и как действовать вам

  • С 1 сентября 2016 года изменились правила сдачи экзаменов на категорию А:

Для получения прав нужно успешно сдать теорию и площадку. Город на мотоцикле не сдают. Теория у категории А и В одинаковая. Теоретический экзамен состоит из четырех тематических блоков по пять вопросов. В одном билете можно допустить максимум 2 ошибки, а среди всех блоков не больше 3-х (в каждом билете по ошибке). В случае, если при ответе на вопросы билета была допущена ошибка, кандидату в водители предоставляется возможность ответить на  5 дополнительных вопросов. Максимальное количество дополнительных вопросов 10. Ошибаться в них нельзя — сразу отправитесь на пересдачу.

На будущее: в течении 6 месяцев, после сдачи теории в ГИБДД, вы должны успешно пройти практический экзамен. В противном случае, на сдачу теории придется явиться вновь.

С теоретическим экзаменом проблем не возникло, поскольку заранее записываться на него не нужно. Приезжаете в ГИБДД — подаете документы (об этом расскажу ниже) и на следующий день можете приезжать на сдачу теории. Практический экзамен: на каждое упражнение есть временной регламент. Если скоростное маневрирование вы проехали не за 35 секунд, а за 36 сразу же отправляют на пересдачу. Время на прохождение всей площадки: 4 минуты 6 секунд.

На будущее: если экзаменационная площадка после дождя, то “скоростное маневрирование” не сдают.

Обновленный перечень упражнений для сдачи экзамена на Категорию А:

  • Упражнения, использующиеся до 1 сентября 2016 года, теперь объединены в упражнение номер 1: Габаритная восьмерка; Змейка — (обновленная); Скоростное маневрирование (нужно уложиться в 35 секунд!) — (обновленное).
  • Упражнение 2: парковка мотоцикла задним ходом на парковочное место. Доезжаете до стоп линии, слезаете с мотоцикла и пешком, задним ходом, закатываете его в бокс. Потом садишься на мотоцикл, запускаешь двигатель и выезжаешь из бокса.
  • Упражнение 3 — высадка пассажира: едем, включаем правый поворотник, паркуем мотоцикла возле бордюра и включаем нейтралку. При этом расстояние до бордюра не должно превышать 30 сантиметров.

Сколько стоит обучение и на что обращать внимание при выборе:

В Москве, цены на обучение варьируются от 18 до 40 тысяч рублей. Обучение в мотошколе занимает 2-4 месяца. При этом, нужно учитывать время на сдачу теоретического и практического экзамена в ГИБДД. Если вы не сдали площадку, придется снова становиться в очередь. В ГИБДД района Строгино она составляет 2-4 недели, ее принимают по четвергам и только с марта по конец октября, точных дат нет — все зависит от погодных условий. Правда, на некоторых крытых площадках мотошкол можно сдать экзамен и зимой (ГИБДД приезжает в вашу школу).

При выборе внимательно отнеситесь к следующему:

  • наличие у школы лицензии (проверить можно тут);
  • лицензии у преподавателей (с этим вообще беда во многих школах)
  • количество теоретических часов;
  • количество практических часов (в разных школах включено от 10 до 18 часов);
  • где проходит обучение теории и практике (т.к.иногда они располагаются в разных районах);
  • включена ли организованная сдача в ГИБДД;
  • Включено бесплатное предоставление мотоцикла на экзамен в ГИБДД. Если нет, то услуга обойдется в 1000-2000 рублей;
  • Сколько учеников на площадке занимается с одним преподавателем? Если больше 2-х, то не советую;
  • Какую экипировку предоставляют? (в одной дают полную, а где-то только шлем).

За что еще нужно будет заплатить

  • госпошлина за получение водительского удостоверения 2000₽

Медицинские справки:

  • Наркологический диспансер (по месту регистрации) — около 500 рублей. Стоимость услуги может разительно отличаться, например, если вы вызовите подозрение, вас могут направить на анализы (доп. денежные расходы). Если вы студент или из многодетной семьи (возьмите соответствующее удостоверение) — скидка.
  • Психоневрологический диспансер (по месту регистрации) — около 850 рублей. Больше всего меня удивило, что оплачивать услугу пришлось по карточке, а терминал стоял прямо в кабинете врачей.
  • Обходной лист — в частной клинике услуга стоит от 1000 рублей.

Везде получение справки заняло у меня 15-20 минут. Имейте в виду, что за обходным листом нужно идти в последнюю очередь! С собой обязательно берите и справки из диспансеров.

Как самостоятельно подать документы в ГИБДД:

1.Вы регистрируетесь на портале gosuslugi.ru, вводите: паспортные данные, СНИЛС, почту и номер телефона.

  1. Лично подтверждаете свою учетную запись (т.е. что это действительно вы зарегистрировались) в одном из указанных отделений.
  2. Идем ГИБДД подавать документы. С собой нужно иметь: паспорт, сертификат об окончании обучения в мотошколе, справки из мед. учреждений. Госпошлину можно оплатить после сдачи практического экзамена.

Мотошколы в которых я занималась

Казакофф Моторс

  • Школа располагается на территории стадиона Динамо, в 15 минутах езды от одноименной станции метро.
  • Категория А стоит 27 000 рублей. В стоимость включено обучение теории (в МАДИ) и 10 практических занятий на мотоцикле.
  • Обучение я проходила на хороших японских байках: сначала на Yamaha YBR 125, после 5-го занятия пересела на Yamaha TW 200.
  • Предоставляемая школой экипировка: шлем, черепаха (куртка состоящая из сетки, на которую прикреплены защитные элементы), наколенники и перчатки.

ve1KnU3t2no

Как я уже говорила, площадка школы огромна. Экзаменационные упражнения находятся в одном конце, а фургон и основное местопребывание преподавателя— в другом. Зачастую, нужно самому было подъезжать к тренеру и спрашивать, что да как.

Тренер — в школе один, всего и всегда один. Преподавателей, заявленных на сайте, я ни разу не встречала. Со мной на занятии спокойно могли быть еще 2-3 человека , из-за чего внимание инструктора к каждому было довольно ограничено. Простой пример: если новый ученик пришел на вводное занятие (где объясняется устройство мотоцикла) — считай, что целый час вы занимаетесь на площадке самостоятельно, не контактируя с тренером.

Зато, во время дождя желающих покататься кроме меня не было. Получалась персональная тренировка. Только мото-дождевиков у школы нет, поэтому и домой едешь промокший.

Про отношение: 18 августа был последним днём для сдачи практического экзамена в ГИБДД по старым правилам. Мне оставалось откатать 3 занятия в школе, до сдачи экзамена. 14 августа, после тренировки прихожу в офис, чтобы спланировать 3 занятия перед экзаменом в ГИБДД. Мне говорят, что всю рабочую неделю школа будет закрыта, так как у стадиона Динамо намечается мероприятие. Заранее об этом не предупредили и естественно, что до сдачи в ГИБДД меня тоже не допустили. Следовательно, пришлось учить новую площадку и снова платить! Неприятный момент, в общем.

Также, в Казакофф мне объяснили,как подавать документы в ГИБДД: там стоит терминал, где и нужнорегистрироватьс. По приезду туда, все оказалось совершенно иначе: запись через терминал давно отменена…

 

Pilot Racing Team (PRT)

  • Школа расположена в 10 минутах от ст. метро Автозаводская, на территории стадиона Торпедо.
  • Стоимость обучения: 15 000 рублей теория и 15 000 рублей, накат площадки — 12 практических часов.  
  • У PRT есть круглогодичный филиал в Сочи, рядом с Олимпийским парком.
  • Обучение начинают с Yamaha YBR 125 и только после того, как ученик пройдет всю экзаменационную площадку на отлично, пересаживают на новенький Bajaj Pulsar 200 (индийский мотоцикл).
  • Инструктора школы имеют международные лицензии Yamaha Riding Academy и BMW School Driving. Уровень квалификации преподавателей оправдывает стоимость разового урока — 2 500 рублей.
  • После получения прав только в PRT — обучаться навыкам езды в условиях города (отдельный курс).

FbRwOuUGXfQ (1)

Это лучшая школа в которой мне удалось побывать. Раздельные мужские и женские раздевалки, в каждой из которых есть душевая и туалет. Только в PRT я видела женскую экипировку. Там есть все: шлема, черепахи, мотоботы, перчатки, наколенники и т.п. В день моих занятий был дождь и мне предоставили мотодождевик.  

На стадионе у PRT несколько площадок, поскольку в школе еще обучают мотокроссу, дорожным тренингам, минимото и стантрайдингу, про который они даже сняли фильм «На грани.

У каждого ученика персональный тренер, со мной занимался Иван. В PRT я пришла, когда экзамен сдавали уже на новой площадке. Правда с экзаменационными упражнениями мне работать не довелось. Ивану пришлось меня переучивать с самых азов: держаться за мотоцикл ногами (обхватив бак), но не руками; не тянуть руль на себя, а отталкивать; во время поворота крутить не только головой, но и корпусом; направлять взгляд на горизонт; показал принципы контрруления; отучил держать два пальца на ручке тормоза (спорный момент среди мотоциклистов, расскажу об этом ниже).

При езде на мотоцикле, взгляд мой был направлен не многим дальше переднего колеса, Иван помог исправить и это:  “Смотри на меня! На меня! Не на колесо!”, почти бегая предо мной по площадке выкрикивал Илья.

Чтобы объяснить, как применяется контрруление на мотоцикле, Иван поставил его на центральную подножку, я села за байк и он показывал, как правильно переносить свой вес в сторону (свешивать) и крутить корпус. Рассказал о принципе поведения и управления мотоциклом на средних и высоких скоростях и объяснил, что общего у гироскопа и мотоцикла (видео для наглядности). Как правильно входить в поворот и на какие “точки” должен быть направлен взгляд во время поворота.

Про пальцы на лапке тормоза: в первой (а после и третьей) мотошколе, указательный и средний палец правой руки меня учили держать всегда (!) на ручке тормоза. Аргументируя это тем, что при возникновении аварийной ситуации, мы теряем 1-2 секунды на перемещение пальцев к лапке тормоза, вместо моментального нажатия на рычаг. В условиях дороги, пара секунд — метры пути.

Весь урок преподаватели не отходят от учеников, указывая на все погрешности. Для меня это были самые полезные два занятия, где тренер ставит цель не просто показать, как пройти несколько упражнений, для получения прав, а действительно научить человека правильно ездить на мотоцикле.

Мотошкола Safe & Sound

  • Школа находится в 7 минутах ходьбы от ст. метро Юго-западная, на территории университета МИРЭА.
  • У школы есть открытая и закрытая (отапливаемая) площадка, где зимой принимал экзамены ГИБДД.
  • Категория А — Теория 7500/12000 руб (если у вас нет прав). Практика 20 000 руб. — 18 астрономических часов.
  • Час езды на мотоцикле, для наката экзаменационных упражнений стоит 1000 рублей. На площадке с тренером может заниматься не больше 2-х человек, это радует, учитывая, что плата не велика.
  • Обучение начинают с Yamaha YBR 125, также, в арсенале школы имеются различные 200 кубовые мотоциклы (Honda FTR 223, Racer RE 200, Stels Flame).

J_HIIqBYFXQ

Сначала, тренер Сергей сначала показал мне как изменились упражнения и грамотно пояснил нюансы сдачи экзамена в ГИБДД.

Если нововведение категории В — очередной кружок ада для сдающих, то для будущих мотоциклистов практический экзамен облегчили настолько, что пары часов хватит для его изучения. Главное в прохождении упражнений — уложиться по времени.

Собственно, за 2 часа я выучила и накатала новую площадку. Сначала проходила упражнения под наблюдением тренера, но все равно допускала погрешности. В итоге, Сергей тоже сел на мотоцикл и несколько раз я проходила всю площадку за ним. После этого, каждое упражнение и любой элемент давались сходу. Сергей сказал, что у ГИБДД нет собственной площадки для приема практического экзамена. Ее арендуют у мотошколы. Он подсказал контакт школы, в которой по четвергам принимает экзамен ГИБДД района Строгино.

Мотошкола в Крылатском

  • Именно тут, ГИБДД Строгино принимает практический экзамен.
  • Обучение: 27 500 руб. (теория + практика). 1 час занятий для отработки экзаменационных упражнений стоит 1500 рублей.
  • Прекрасная большая площадка с ровным асфальтом и доставшийся мне, японский мотоцикл Yamaha TW 200. На тренировке всегда занимается не больше 2-х человек (уточняла). Тренировалась тут однажды, с целью ознакомиться с площадкой и мотоциклом, на котором, в итоге, пришлось сдавать экзамен. С тренером Николаем я почти не контактировала и о преподавании ничего сказать не могу. Хотя, в тот день он не особо интересовался происходящим на площадке (все всё знали) и увлекался своими делами.

_RSMBfCA2n4

Для меня остается загадкой, почему в данной школе аренда мотоцикла на экзамен ГИБДД на 3 минуты стоит 2 000 рублей, а полноценное часовое занятие с тренером 1 500 рублей! Ладно, другие школы, которые привозят туда свои мотоциклы к экзамену. Но здесь же их просто вывозят из вагончика, который стоит прямо на площадке.

Важно: Если по какой-либо причине ваша школа не обеспечила вас мотоциклом, а аренду вы брать не желаете, то ГИБДД дает право сдать экзамен на мотоцикле, который предоставляется бесплатно. Это красный ЗИД, он всегда находится в данной школе.

Немного о практическом экзамене в Строгино:

  • Начало сдачи экзамена обычно задерживают минут на 20. Тех, кто записался на экзамен через 29 окно в ГИБДД Строгино, как правило, пропускают первыми. После идут мотошколы.
  • Проехаться на мотоцикле перед экзаменом не разрешают, поэтому, большинство успешно сдает на права где-то с 2-3 раза. Особенно, если вы делаете это в холодное время года.

P.S. Отныне понимаю людей, которые отучившись в авто/мото-школах сразу покупают права.