Как мы искали затерянный народ в Иране



С самого начала эта затея была авантюрой: мы решили найти древний кочевой народ в Иране — Шахсевенов. Дело в том, что об этих людях практически ничего неизвестно науке. Одна история их происхождения является предметом спора антропологов, а их традиции описал только один англичанин в далеком 1979 году.  Из-за закрытости страны для внешнего мира западные ученые практически не могли попасть на территорию Ирана и найти шахсевенов в течение последних десятилетий.

Из-за нехватки информации и труднодоступности региона, мы вообще не были уверены, что найдем Шахсевенов сохранивших свой традиционный жизненный уклад. Поэтому нам пришлось целую неделю забираться в отдаленные долины вулкана Сабалан.

IMG_5387

Тогда всё было не напрасно — нам повезло. Мы не только нашли настоящих кочевников, но и обнаружили, что у них прекрасно сохранилась традиционная культура. Они по-прежнему живут в своих сферических домах алациках, которые выглядят как космические тарелки. Летом они пасут стада на склонах горы Сабалан, а зимой живут в долинах, где плетут ковры с традиционными узорами, которые описывают историю жизни их предков. И сейчас мы запустили сбор средств на производство фильма, чтобы сохранить и показать людям, то чудо и те традиции, которые мы увидели.

Александр Федоров — фотожурналист и режиссер. Любит хорошие истории и затерянные уголки планеты. Лауреат премий Best of Russia и UNESCO Humanity Photo Awards, снимал для Discovery, «National Geographic Россия», Geo Germany, Der Spiegel и других.
Его мечта в том, чтобы рассказать людям о местах, куда бы они в здравом уме никогда бы не поехали. Он хочет научить любить открытия, мечтать и действовать. 

Как всё начиналось

Я был в Иране до этого, и это была потрясающая история, когда мы ездили по стране, снимали репортажи про то, как тут ткут ковры. Мы проехали весь Иран тогда с севера на юг и познакомились с кучей интересных людей. И каждый из них рассказывал какие-то истории, байки. Кто-то говорил, куда нам дальше ехать, где искать эти ковры. Мы были среди кучи кочевников, которые тоже их делали. И мне подвернулось вот это племя — шахсевены. О них мне рассказали, и я сначала увидел фотографии людей, стоящих с ружьями возле алациков, возле их домов, которые выглядят, как космические тарелки. Это было что-то невероятное. Это, как будто инопланетяне прилетела на Землю и поставили свои юрты, и теперь кочуют. Так что да, это меня впечатлило, и когда я вернулся сюда, я пошел в Музей кочевой культуры, подошел к Егору, и говорю: «Егор, мы должны туда поехать, мы должны это снять».

IMG_3720

IMG_4040

Как мы искали Шехсевенов

Шехсевены находятся все в одном месте. Зимой они сидят в теплых степях Мугань на границе с Азербайджаном, а летом, как только тает снег, он тает только в июне где-то в горах, они перекочевывают в горы. Мугань становится просто наковальней, там невозможно находиться, ужасная жара, трава желтеет, скоту нечего есть, и они перекочевывают в горы, где только что сошел снег, зеленая трава. И это довольно большая территория. Но относительно страны и поисков она маленькая.

В какой-то момент, да, когда мы знали, где они находятся, ситуация была проста: мы просто смотрим спутниковые снимки и ищем все, что угодно, похожее на их дом. Мы ищем космические тарелки посреди степи, посреди огромной зелени. И они нашлись на карте – маленькие точки, где находятся их стоянки. По крайней мере мы так думали. И мы поняли, что, ага, сейчас мы строим маршрут по дороге, мы находим их стойбище, рядом вытоптанная территория. Определенно это то место, где должны быть кочевники. И мы поехали туда. Но ехали мы наобум. Кроме этих точек на карте у нас ничего не было. А вдруг это просто выгоревшая трава или камень?

IMG_5337

IMG_5988

IMG_4486

Мы делали то, что в стране запрещено

Нельзя без разрешения снимать документальные фильмы, проводить какие-либо исследования и все в таком духе. Так мы и нарвались.

Однажды ночью, пока мы были в гостях, к нам пришли очень вежливые люди, которые на прекрасном английском дали нам понять, что снимать фильмы без разрешения нельзя. То есть, они нам с пугающей улыбкой рассказывали о местной культуре, расспрашивали нас. А потом не меняя выражения лиц попросили наши паспорта и разрешения. Пришлось выкручиваться, искать все контакты, что мы могли. И пока “вежливые люди” звонили кому-то в два часа ночь в надежде узнать больше о нас, мы придумывали маршруты отступления в сторону границы Ирана. Сердце колотилось, и уснуть в эту ночь мы больше не смогли. Поэтому, с первыми лучами солнца уехали как можно дальше в горы, где нас никто не захочет искать.

Когда мы нашли шахсевенов, разговор у нас был короткий – мы сказали: «Мы хотим с вами жить» – «Пожалуйста, вот вам собственный дом». В первый же день мы не ожидали увидеть никаких кочевников, и вот они нам дают собственную юрту – алацик. То есть, еще четыре-пять часов назад мы в это не верили. Точнее даже так: до экспедиции мы нашли кое-какие фотографии юрт, которые выглядели как космические аппараты и мечтали в них оказаться.  А сейчас у нас есть собственная юрта, и мы в ней живем. Первую же ночь мы проводим в каком-то удивлении. Мы записываем наши разговоры на камеру, мы очень много говорим. Удивительно, мы смогли это сделать. У нас была мечта: мы хотели пожить в этих космических юртах, и она исполняется в первую же ночь.

IMG_3895

IMG_4215

IMG_6451

IMG_4372

Разговоры с местными

Люди на самом деле очень много рассказывали про… люди рассказывали про свое детство, люди рассказывали про свои лучшие воспоминания о кочевой жизни.

На самом деле, не знаю, из самых таких правда странных личностей, с которыми мы встречались, была бабушка Муба, у которой мы жили в первое время. Я помню, сын о ней говорил: «Знаете», — говорит: «Моя бабушка выкуривает пачку сигарет в день». И бабушка Муба была серьезным человеком, определенно была не робкого десятка: глава семьи, учитывая, что дедушка от нее постоянно пытался сбежать с другими мужчинами в свой тайный домик на горе. И бабушка Муба не выпускала сигарету изо рта. Она была невероятно добрая, она была невероятно заботливая, она умудрялась следить за всем домом, за стадом, которое пасется рядом, она делала вообще все. Вся работа была на ней.



IMG_5242

IMG_6045

IMG_5118

О жизни

Дети ходят в школы в поселках. Когда они приходят на свое зимнее стойбище, дети отправляются в школу. Родители по-разному относятся к этому. Кто-то горит желанием, чтобы их ребенок учился, и скорее всего они готовы к тому, что он покинет стойбище, когда он выучится в школе. Он захочет пойти дальше, поехать в город, найти для себя что-то новое. Кто-то наоборот – пытается максимально спасти, грубо говоря, человека от образования. Они заставляют девушек заниматься ковроткачеством, заставляют девушек работать по дому, а мальчиков с раннего возраста ухаживать за стадом. Появляется очень много работы на дому, потому что, чтобы семья существовала, нужно, чтобы поколения продолжали заниматься тем же самым трудом. Они не хотят, чтобы люди уходили в города в поисках новой жизни. И сейчас происходит это скорее всего со многими кочевниками по всему миру. Самое главное их опасение – люди будут уходить, получая образование. Это на самом деле большая дилемма, то есть мы всегда ставили образование в главный угол. Образование для нас было главной составляющей жизни. Ради чего мы рождаемся? Чтобы получить образование, и чтобы дальше это образование сделало из нас человека в нашем понимании. А они ставят дилемму, нужно ли это образование или нет.

IMG_4164

IMG_8653

IMG_6190

В какой-то момент мы взяли интервью у двух девушек. Одна мечтала ткать ковры, пока ее родители настаивали на образовании, тогда как другая не могла выбирать – она просто с детства ткала ковры и до сих пор их видеть не может. Закончили они в одном месте – на фабрике ковров.

Еще было интересно узнать, что самовар – главная гордость хозяина жилища. В каждом шатре он обязательно есть и всегда стоит на видном месте. Любое дело обязательно начинается с 2-3 чашек чая с сахаром вприкуску и этим же оно и заканчивается. Современные шахсевены пользуются самоварами на керосине, так что даже когда мы приходили в гости без приглашения, хозяйка встречала нас горячим чаем.

IMG_3671

IMG_8612

Мысли и выводы

Моим наваждением стали ковры. Наверное, мы пытались понять культуру этих людей. Вообще, она очень типичная – все кочевники похожи друг на друга несмотря на то, что среди них ожидаешь найти каких-то там невероятных космических людей. Вот мы и пытались привязаться к к традиционным культурным особенностям – к коврам. Эти люди ткали ковры, и с помощью ковров они должны были рассказывать свою историю. Это как расшифровывать древнеегипетскую письменность, только с коврами.  Ты находишь какую-то особенность: узор, традицию и пытаешься ее разобрать на части, и ты узнаешь историю этих людей. История была для нас главной загадкой. Оставалось только найти, где же они ткут ковры. Но мы нигде их не могли найти. Нас отправляли с места на место, мы познакомились с десятком семейств. Мы неделями искали тех, кто до сих пор ткет ковры и может рассказать нам тайну шахсевенских узоров. Это стало наваждением, от мыслей об этих коврах в скором времени стало невозможно избавиться. Ковры преследовали нас везде.

IMG_8462

IMG_3687

Чему у них стоит поучиться

Я думаю, что каждый раз, когда мы едем в такие приключения, мы находим каких-то счастливых людей, мы, наверное, стремимся к этому. Я определенно хочу посоветовать половине Москвы как минимум поехать туда познакомиться с этими людьми. Не туда, так к другим кочевникам. Здесь есть, чему научиться. И нам, сидящим в депрессиях или бесконечных поисках себя, можно пойти и увидеть людей, которые нашли себя, которые живут простыми проблемами.

IMG_5368

С помощью нашего фильма (в ваших силах помочь ему появиться на свет) мы надеемся пробудить интерес людей к изучению малых народов мира и тем самым пытаемся сохранить их самобытную культуру. Мы надеемся донести до нашего зрителя, что за последние десятилетия количество подобных народов уменьшилось: многие из них растеряли элементы своей культуры. И наша цель сегодня — запечатлеть и сохранить их. Это относится ко всем малым народам вне зависимости от страны, языка или континента.

IMG_8748

Жителям городов можно найти свою цель не в бесконечном поиске, а в чем-то простом. В смысле люди правда переходят к простым вещам. Люди начинают делать сыроварни, люди организовывают свои собственные натуральные хозяйства, люди мечтают. Появляется все больше людей, которые мечтают убежать от реальностей города. Ты всегда можешь найти себе маленький домик, завести себе стадо, потратить все свои накопленные деньги, разумеется, и попытаться жить натуральным хозяйством. Ты можешь сделать себе маленькую пивоварню и начать производить что-то и вложить себя в производство пива, например. Ты начинаешь хотеть делать что-то своими руками. Раньше мы пытались искать что-то новое, мы пытались заполнить брешь в себе поисками какого-то высшего предназначения. В какое-то время приходит эта мудрость, что, вероятно, простая жизнь в простом окружении, в ежедневных заботах – это выход. В ежедневных заботах, где ты видишь результат своих действий – ты проснулся с утра, подоил корову, козу, кого угодно, у тебя появилось ведро молока, ты разлил его и отвез на рынок. Или ты начал делать масло, или ты начал делать лучшее масло на свете. Ты можешь жить этим хозяйством, ты можешь быть счастливым. То есть кочевники нам открывают какую-то вообще возможность взглянуть на свою жизнь по-другому, возможность найти счастье в простых вещах.

Оцените материал

3 Голосов
Upvote Downvote

Total votes: 3

Upvotes: 3

Upvotes percentage: 100.000000%

Downvotes: 0

Downvotes percentage: 0.000000%



Несколько комментариев

Оставить свое мнение
  1. Молодцы, ребята! Согласна, в жизни надо делать простые реальные дела и радоваться простым вещам, независимо от уровня образования. Суета городов одурманивает людей, мы живем автоматически, как будто спим. Можно быть счастливым и в юрте, главное, быть наполненным, осознавать свою жизнь. Рада, что вам удалась эта экспедиция. Только про ковры так и не дорассказали…

  2. В тексте присутствует не мало опечаток и стиль написания представляет собой в большей степени не самые структурированные и не очень законченные мысли, к сожалению. А вообще, содержание просто замечательное! Факт того, что кто-то занимается подобными народами, ищет сам для себя что-то новое, что-то за границей повседневности, не игнорирует окружающий мир, очень обнадеживает.

  3. У родителей моей мамы висел ковёр, очень похожий на тот, что с петушками. Эти цвета, «углы», орнаменты как какой-то графический код, при виде которого какой-то модемчик в голове начинает набирать номер далёкого детства

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *