Краткое руководство и идеальный пример, как можно прилично сэкономить.

Если вы планируете евротур по нескольким городам или только вдохновляетесь этой идеей, вам будет полезно знать, что существуют абонементы на поезда по Европе. Будь то поездка в рамках одной страны или целое путешествие по нескольким странам, покупка абонемента и планирование пути заранее не только даст вам возможность сэкономить, но и лишит вас лишней головной боли на месте.

Очень полезный обзор написали наши друзья из проекта Timescenery, где они разобрались, что за абонементы нам предлагают железные дороги Европы.

Interrail или Eurail

Существует две компании, два почти идентичных онлайн ресурса. И ваш покорный слуга сначала погорел на этом, не изучив вопрос до конца, прежде чем сел писать статью про абонементы Eurail.

Дело в том, что каждая компания работает на свой рынок. Гражданам Европы, к которым относятся и жители Российской Федерации, необходимо приобретать абонементы компании Interrail. Абонементы Eurail предназначены для жителей других стран, список которых доступен на сайте компании.

Существуют и другие провайдеры абонементов, к примеру, Rail Europe. Также абонементы продают и национальные перевозчики на свои поезда. Условия у всех почти одинаковые. За основу статьи был взят наиболее изученный Interrail, но основные правила действуют при покупке абонемента у любого провайдера.

Страны и железнодорожные компании, входящие в абонемент Interrail

Путешествовать с абонементом Interrail можно почти во всех странах Европы, в том числе и в Великобритании. Полный список стран можно посмотреть тут. Основные правила пользования абонементами равны для всех стран, но всегда нужно помнить о региональных особенностях.

Последний тренд — путешествия по Восточной Европе. Вот только там пока не всё на таком же уровне в плане транспорта, как в Западной части. Абонементы Interrail покрывают эти страны, но это не значит, что между всеми городами возможно железнодорожное сообщение. Например, в Хорватии между Дубровником и Сплитом (оба направления очень популярны сами по себе) нет поезда. Единственным вариантом наземного сообщения будет автобус, который отнимет до 6 часов времени. Поэтому лучше планировать свой маршрут заранее и проверять, будет ли возможно путешествие на поезде между городами, которые вы хотите посетить.

Также нужно всё тщательно планировать заранее в Греции. У железнодорожного сообщения на материковой части бывают частые сбои, но популярные направления можно отследить онлайн. Не забывайте географию — чтобы добраться до известных островов, таких как Санторини, Крит или Миконос, нужно будет сесть на паром — о них чуть позже.

Interrail предупреждают, что планирование требуется и для Франции, поскольку для держателей абонементов не всегда легко сделать бронирование на поезд. К примеру, скоростные поезда TGV всегда требуют бронирования заранее. Местные поезда Intercité не требуют бронирования, но рекомендуют, если только вы не хотите потренировать мышцы ног, простояв всю дорогу в поезде. В поездах, где нужно заранее бронировать места, выделено определенное количество мест для держателей абонементов Interrail, поэтому они могут быстро закончиться, если вы путешествуете в высокий сезон. Региональные поезда под названием TER не требуют раннего бронирования и доставят куда нужно, когда скоростные поезда уже все забиты. (Ну да, немного медленнее, чем хотелось бы…)

Перечислять все железнодорожные компании, который входят в абонемент, нет смысла — все основные уже давно там. По абонементу Interrail можно проехаться на высокоскоростных международных поездах, на ночных и обычных региональных направлениях, а также на поездах, идущих по живописным маршрутам (так называемые Scenic Trains). Полный список компаний по странам доступен на сайте Interrail.

С забастовками придётся просто смириться. Все сталкиваются с этим, и делать тут нечего, разве что читать новости, но и это особо не поможет. Внезапная забастовка может нарушить планы путешествия, но европейский город в любом случае не худшее место, где можно застрять.

Виды абонементов Interrail

Существует два вида абонементов, которые предлагаются гражданам Европы и России. Их можно заказать максимум за 3 месяца до планируемой поездки.

Первый, и самый популярный — Global Pass. Данный абонемент является настоящим окном в Европу. Он действителен в 30 странах и даёт возможность проезда почти на всех поездах, включенных в расписание национальных перевозчиков. По данному абонементу действует два вида тарифов — Flexi и Continuous.

  • Тариф Flexi подразумевает, что срок действия абонемента ограничивается 10 или 22 днями с даты его открытия, которая выбирается при оформлении. На протяжении срока действия абонемента можно совершать поездки в течение 5 и 10 календарных дней соответственно. Что это значит? Как только вы садитесь на поезд, начинает действовать так называемый день поездки (которых всего может быть 5 или 10 в течение срока абонемента). На жаргоне Eurail это означает, что покупая абонемент, вы должены выбрать количество суток (считаются с 00:00 по 00:00), которые вы будете находиться в поезде. Дни поездки не обязательно должны быть использованы последовательно. Вы можете использовать по одному дню отдельно в течение всего срока действия абонемента.

Важно запомнить одно правило — путешествия на ночных поездах без пересадок, стартующих после 19:00 и прибывающих в пункт назначения после 04:00, засчитываются в абонемент как один день поездки. Так, выбрав подходящий под правило поезд, вы сможете сохранить свои драгоценные дни поездок.

  • Тариф Continuous — самый удобный вариант абонемента Global Pass, но он и стоит дороже. По данному тарифу нет ограничения количества суток, которые вы можете провести в путешествии на поезде. Есть только срок действия абонемента — 15, 22 и 30 дней. Выбрал дату открытия абонемента, оплатил, получил — и катайся на поездах сколько влезет, пока действует абонемент.

Второй вид абонемента — One Country Pass. Как мы можем видеть из названия, он действует только в одной стране. При желании их можно купить несколько. Стоимость таких абонементов варьируется от страны к стране. Абонемент Бенилюкс действует во всех трёх странах союза.

Помимо разделения на первый и второй класс путешествия, абонементы имеют скидки для определенных категорий пассажиров:

  • «Дети» — пассажиры в возрасте от 4 до 11 лет включительно.
  • Категория «Молодежь» — лица в возрасте до 25 лет включительно.
  • Категория «Ветеран» — любой пассажир старше 60 лет.
  • Категория «Семья» — один взрослый + один ребенок до 11 лет включительно.

Кроме возможных скидок, абонементы Eurail предоставляют определенные привилегии своим держателям от партнеров. К примеру, по любым абонементам можно получить 10% скидку на проживание в отелях сети PLUS Hotels при бронировании через их официальный сайт. На сайте Interrail можно проверить привилегии, которые можно получить в интересующей вас стране. Это могут быть как скидки на транспорт и проживание в отелях, так и на билеты в музеи и другие приятные полезности. Более того, по абонементам Interrail действуют особые условия при покупке билетов на европейские паром.

Паромы и абонемент Interrail

Некоторые абонементы дают права путешествия на суднах некоторых паромных компаний. Весь список представлен на сайте Interrail. К примеру, проездной “Греция Плюс” включает в себя паромную переправу между Грецией и Италией, а из Дании в Норвегию можно купить билет на паром со скидкой по абонементу.

Есть как паромы, на которых можно проплыть бесплатно, так и те, которые предлагают билеты на свои судна со скидкой — зависит от направления путешествия. В любом случае, чтобы получить свои привилегии и приобрести дисконтный билет, потребуется напрямую связаться с паромной компанией. В большинстве случаев вы купите билет на паром уже со скидкой, но иногда придется оплатить всю стоимость, а потом получить возврат суммы скидки.

Доставка абонемента Interrail

К сожалению, абонементы не электронные, а бумажные. Поэтому необходимо заранее оформить доставку. Для России есть два варианта — стандартный и премиум. Оба с системой отслеживания посылки. Доставить обещают в течение 10–11 дней. Учитывая, как неожиданно хорошо стала работать Почта России, эти сроки вполне реальны, но лучше не рисковать и не заказывать всё в последний момент.

Комплект поставки включает в себя:

  • Cам абонемент.
  • Путевой лист (прикреплен к абонементу, отрывать нельзя ни в коем случае), в который указываются дата, время и станция отправления, станция прибытия, номер поезда/автобуса/парома. Вы можете заполнить графы заранее — главное, чтобы данные по следующей поездке были внесены до посадки. По окончанию вашего путешествия необходимо отослать этот отчет по указанному адресу.
  • Гид Interrail на английском языке, в котором описано, как правильно пользоваться проездным, все скидки для каждой отдельной страны и возможные доплаты во время путешествия.
  • Карту Европы от Interrail. На ней отмечены страны, в которых действует проездной, а также пассажирские железные дороги и морские пути. На другой стороне карты — информация по типу поездов, условия предварительного бронирования мест и стоимость этого бронирования.

Абонемент не обязательно заказывать себе домой. Если есть возможность договориться с отелем, где вы будете проживать в первом городе путешествия, то Interrail могут оставить пакет там до вашего приезда.

Фото: Interrail

Как использовать абонемент Interrail

В большинстве случаев вам достаточно внести данные по своей предстоящей поездке в прикрепленный к абонементу путевой лист, сесть на поезд и показать абонемент контролёру, когда он об этом попросит. Проще всего путешествовать с абонементом в Бельгии, Люксембурге, Нидерландах, Швейцарии, Германии, Австрии, Дании, Великобритании (не распространяется на поезд Eurostar) и Ирландии. Все поезда как внутри, так и между этими странами, как правило, не требуют бронирования места и дополнительной платы — даже для высокоскоростных междугородных поездов, как ICE в Германии. Однако бронирование может быть полезно, поскольку это гарантирует вам сидячее место, а стоит всего несколько евро.

Внутренние и международные поезда Франции, Италии, Испании, Португалии и Швеции почти всегда требуют обязательное бронирование мест и доплату за эту услугу. Все расценки за бронирование мест представлены на сайте Interrail.

Приложение для смартфонов Interrail Planner App позволяет даже в оффлайн режиме отслеживать расписание поездов с любой станции. Там же можно найти поезда, которые не требуют раннего бронирования и дополнительных оплат.

Если у вас на руках Global Pass с тарифом Continuous, который даёт максимальную свободу на протяжении всего срока действия абонемента, то можно сильно не заморачиваться с планированием и резервировать места хоть прямо на станции в день отправления. Но стоит помнить, что на всех пассажиров, особенно в высокий сезон, мест может не хватить.

На сайте Interrail приведен полный список возможных вариантов бронирования мест, включая и онлайн ресурсы национальных перевозчиков.

Самый безопасный и удобный способ — обратиться непосредственно ксервису бронирования Interrail. Стоимость услуги бронирования — 8 евро за каждый поезд, вне зависимости от количество нужных вам мест. Они помогут составить весь маршрут путешествия, предложат удобные поезда и зарезервируют места, где это будет необходимо.

Когда есть смысл приобретать абонемент Interrail

Ну а теперь главный вопрос! В наши дни все железнодорожные перевозчики формируют политику своих цен почти как авиакомпании. Оплата заранее по невозвратному тарифу будет стоить в разы дешевле, чем при покупке билета на станции в день отправления. Если вы хотите лишь пару раз прокатиться на поезде, то нужно покупать обычные билеты из точки А в точку Б.

В любом случае нужно сравнивать цены на билеты по планируемому вами маршруту. Особенно если это страны, где ранее бронирование даже по абонементу стоит приличных денег, как, например, во Франции.

Но если вы свободны в передвижениях и планируете путешествовать по Европе довольно долго, то абонемент может сэкономить ваши деньги. Известный блогер и путешественник Nomadic Matt сравнил цены своих поездок по железнодорожному абонементу с ценами на обычные билеты при покупке на станциях. Он неплохо сэкономил на железнодорожных билетах в своей поездке из Испании через Францию в Австрию, поскольку поезда дальнего следования недешёвые, если покупать билеты отдельно. К тому же маршрут был довольно длинный, с посещением нескольких городов и стран.

Отсюда вывод: если у вас много времени для вашего путешествия, вы хотите посетить много городов и стран в Европе, то можете смело брать Global Pass и кататься сколько душе угодно. Если же поездка планируется по одной стране или ваше время сильно ограничено, то не поленитесь и сравните цены билетов и абонемента. Даже если экономия будет всего лишь 100 евро, их точно можно потратить на что-то более приятное, чем билеты на поезд.

[notification type=»alert-info» closebutton=»yes» icon=»keep-default»]Источник: time.sc, фото: Taki Steve[/notification]