Марина и Сергей  когда-то продали машину, и уже год в кругосветке. Посетили 15 стран на 3 континентах, сходили в разные походы, побывали на высотах от 86 метров ниже уровня моря (без акваланга) до 6088 метров. А тема аренды двухколесного транспорта им хорошо знакома после жизни в азиатских странах, да и не только.
Дананг

Мы часто арендовали мотоциклы в Азии: в Малайзии, Индонезии, Таиланде, Вьетнаме, на Филиппинах, и не раз нарывались на попытки нас обмануть. Поэтому я хочу рассказать о том, как брать в аренду мотоцикл так, чтобы не попасться на развод от недобросовестных прокатчиков.

Зачем вообще арендовать эти мотоциклы? В Юго-Восточной Азии — это оптимальный способ передвижения. Его дешево и просто арендовать и заправлять, на нем можно протиснуться через пробки, его можно припарковать практически где угодно. В некоторых местах, например на Бали в Индонезии или на Лангкави в Малайзии просто нет общественного транспорта, а на такси можно разориться.

Я понимаю, что всегда хочется уже покончить побыстрее со всеми формальностями и помчаться на пляж или кататься по окрестностям, но чтобы избежать проблем, при аренде нужно быть начеку!

Содержание

Прокатчиков тоже можно понять, туристы берут мотоциклы, убивают их, а потом уезжают, поэтому они пытаются обезопасить себя и побольше заработать на тех, кто дает это сделать. Наша задача — не стать легкой добычей.

Итак, пять основных правил при аренде мотоцикла:

Правило 1. Паспорт в залог не оставляем

Сразу спрашивайте не только о цене, а и о залоге. Большинство прокатчиков требует в залог паспорт, и именно тот, что с визой и въездным штампом данной страны. При возврате мотоцикла «обнаруживаются» повреждения, за которые пытаются содрать много денег, угрожая тем, что паспорт не отдадут. И туристам ничего другого не остается делать, как платить по грабительским ценам.

Но не только это опасно, а то, что они могут просто потерять или случайно испортить ваш паспорт. Поэтому мы всегда предлагаем в залог деньги, и если требуют приемлемую сумму, то договариваемся.

Лучше сразу говорить, что паспорт лежит в посольстве, ждем визу, но у нас есть копия паспорта и страниц с визой и въездным штампом (копию имейте при себе).

При сроках больше пары дней торгуйтесь.

Pong Duet гейзер - дорога

Правило 2. Проверка и фиксация всех внешних повреждений

Внимательно проверяйте все внешние повреждения и снимайте каждую царапину (включая на дне, сидении и в багажнике мотоцикла) на видео. Начать видео нужно со съемки хозяина, а потом чтобы он сам своим пальцем тыкал в каждую царапину, и подтверждал голосом. Дно и пороги тоже нужно проверить.

Однажды в Чианг Мае в Таиланде нас пытались развести, рассказывая нам, что каких-то царапин не было, и только совместный просмотр видео убедил их. Интересным было то, что нам дали мотоцикл, который уже падал на бок и с одного бока был весь исцарапан. Хозяин нам сам стал говорить снять все на видео и стал показывать пальцем все вмятины, но «забыл» указать на большую вмятину на пороге. Мы ее конечно же заметили и засняли. Когда мы приехали сдавать байк, то он тут же «заметил» именно эту вмятину и стал требовать деньги, но после просмотра видео отступился.

Я уверена, что они специально не ремонтируют байки, чтобы сдирать деньги с туристов за одно и то же. Эти пластмассовые детали сделают в Северном Таиланде, они стоят до 150 бат, замена происходит за 10 минут, а с туристов умудряются слупить и по 3000 бат. Они больше на «поломках» зарабатывают, чем на аренде. Моторемонты с ними в сговоре, не хотят чинить дешевле. Особенно это популярно на острове Ко Панган в Таиланде. А вот во Вьетнаме (Сайгон, Дананг) никто вообще на царапины не смотрел.

По Южному Вьетнаму на мотоцикле

Правило 3. Проверка технической исправности байка

Это не только вопрос денег, а и вашей безопасности! Пунктов много, но в сумме получается быстро.

1. Тормоза. Выжать сцепление (если есть =), поочередно зажать передний и задний тормоз и толкнуть мотоцикл.

2. Подвеска. Зажать передний тормоз и толкнуть вперед. Передняя вилка должна просесть, а когда отпускаем — плавно вернуться в исходную позицию. Тоже самое проделать с задним колесом. Не должно быть шумов, заедания.

3. Колеса. Протектор должен быть не полностью стертым, камера накачанная, нет гвоздей и прочих острых предметов, воткнутых в резину.

4. Бензин. В бензобаке должно быть достаточно топлива, чтобы доехать до заправки =) Проверить количество бензина нужно по датчику и визуально, открутив крышку бензобака. Датчик часто не работает или работает неправильно. На старой механике его часто вообще нет.

5. Подтеки масла, тормозной жидкости, антифриза. Нигде ничего не течет и не капает.

6. Масло. Если умеете, проверьте уровень масла и то, что оно сравнительно свежее.

7. Двигатель запускается легко, работает равномерно. Если нет попробуйте три-четыре раза заглушить без прогрева и стартовать снова. Если есть проблема, то на четвертый раз не запустится.

8. Уровень подачи топлива. Подержать байк минуту на холостом ходу, он не должен глохнуть =)

9. Лампочки. Фары (ближний и дальний свет), стопы (для переднего и заднего тормоза), поворотники, аварийка, и задний ход (шутка). Свет — самое распространенная неисправность.

10. Звуковой сигнал. Очень нужная вещь, учитывая азиатский стиль езды 😉

11. Ручка газа. На нейтралке выкрутить до упора и бросить. Должна быстро возвращаться обратно. (На скутере можно проверить только в движении.)

12. Цепь (в скутере обычно ее сложнее увидеть, а в механике на виду всегда). Должна быть чистая (без песка), смазана и хорошо натянута. Если цепь провисает, значит она старая и может порваться. Нормальный уровень провисания для городской модели 5-15 мм, для внедорожных смотрите спецификацию.

13. Зеркала не битые, чистые, не меняют положение, если потрясти байк. Если зеркало легко крутится, то при езде оно будет поворачиваться под действием ветра. Почему оно может легко крутиться? Потому что этот мотоцикл уже падал с разбиванием зеркал, вместо заводских поставили самые дешевые китайские.

14. Сделать круг на байке и убедиться, что посадка и руль удобные, попробовать подвеску на лежачем полицейском или яме, резко затормозить.

15. Примерить шлемы, убедиться, что они подходят и что все ремешки и застежки в порядке.

БЕЗ ШЛЕМА НЕ ЕЗДИТЬ! В НЕЗАСТЕГНУТОМ ШЛЕМЕ НЕ ЕЗДИТЬ! Шлем должен плотно сидеть на голове, ремешок должен быть отрегулирован: не болтаться и не душить. Это же ваша голова, она у вас одна, и она более хрупкая, чем вам кажется! Берите позакрытее шлем, во время езды не будет сильно жарко, не переживайте.

Лайфхак: прокатные шлемы обычно пыльные и грязные, поэтому под них лучше надевать бафф или бандану (на них и мерять, чтобы потом не давило).

Правило 4. Вычитать договор

Всегда вычитывайте договор. На острове Пхукет в Таиланде нам пытались подсунуть договор, по которому наша ответственность за повреждения ограничивалась суммой в 6000 долларов (за обычный скутер!). Прокатчик утверждал, что это «стандартная формулировка, ничего страшного». Возможно, это был какой-то неудачный перевод с тайского на английский, но менять сумму на более адекватную он не захотел, так что мы пошли в другое место.

И только после всех этих проверок, а они займут максимум полчасика, можно подписать договор.

Не забывайте сверить реальный номер мотоцикла с номером, указанным в договоре.

В некоторых местах ушлые прокатчики воруют мотоцикл у туристов, воспользовавшись вторым ключом, а потом вымогают деньги как за украденный. Поэтому мы никогда не указываем в договоре свой реальный адрес. Можно просто сказать, что отель еще не нашли, или вписать в договор отель на другом конце города. В идеале иметь еще и свой мотозамок, но это уже высший пилотаж.

В договоре обязательно указывайте сумму залога, в какой валюте. Если это 50- или 100- долларовые купюры, перепишите их номера прямо в договор, чтобы вам потом не заменили ваши доллары фальшивками.

И количество бензина в баке и в договоре должно совпадать или быть лучше в вашу сторону, а то будете потом за свой счет им бак заправлять.

По Южному Вьетнаму на мотоцикле

Правило 5. Возвращаем мотоцикл без спешки

При возврате мотоцикла возьмите с собой видео и закладывайте время на препирательства по поводу «повреждений», уход прокатчика попить кофе или пообедать, его необходимость закончить беседу с друзьями или другими клиентами. Чем меньше прессинга по времени, тем проще вам будет отстоять свои права.

Если вы хотите продлить аренду, общайтесь по смс, чтобы у вас была история переговоров. А то некоторые прокатчики вставляют в договор большие штрафы за несвоевременный возврат мотоцикла. У нас такой проблемы не было, продлевали спокойно, но в договоре пункт был.

Грузим рюкзак на байк

В каких случаях прокатчик прав?

Есть и случаи, когда прокатчик прав:

  • если вы действительно повредили мотоцикл, то придется платить за ремонт;
  • если вы хотите вернуть мотоцикл раньше, то деньги за оставшиеся дни никто никогда не возвращает, и это нормальная практика.

Итог

Все не так страшно и долго, как я написала, просто нужно скрупулезно проверить все по пунктам.

Чеклист

Вот вам чеклист, добавляйте в закладки, копируйте в эверноут или файлик, вешайте себе на стену и пользуйтесь.

  • обговорить цену и залог
  • вычитать договор
  • проверить внешние повреждения и снять их на видео
  • проверить техническую исправность
  • примерить и подогнать шлемы
  • переписать в договор и сфотографировать номера купюр, оставляемых в залог (если это крупные доллары)
  • записать на договоре и себе в телефоны номера телефонов прокатчика, проверить их, сделав звонок
  • подписать договор и взять себе второй экземпляр
  • перед поездкой сделать бекап видео на компьютер иили в интернет
  • по возвращению не забыть забрать залог, копию паспорта и их копию договора