Карина и Миша – путешественники и авторы проекта «КАША live». Из каждой поездки они привозят истории, рисунки и мысли, которые записывают в маленькие блокноты местного производства. Для TripSecrets ребята открыли блокнот с названием «Индия: дорога за ответами». Они рассказали о путешествии по Индии длиной в 30 дней, тысячу шагов по пыльным дорогам, миллион добрых глаз и чудесных знакомств.

За несколько месяцев до путешествия у ребят случилось важное событие – свадьба. Дел было столько, что подготовиться к поездке как следует не удалось. Возможно, именно это и сделало их путешествие дорогой за ответами, и об Индии, и о самих себе.

nCp1Uub6MbESy5WFd3kSTs

Как всё начиналось

В аэропорту нас встретил не такси-трансфер, а липучая жарища и хватавшие за руки водители рикш. Первое знакомство с Азией, нам кажется, и есть самое исчерпывающее. За 20 минут дороги твоё сознание переворачивается, разум трескается, а сердце начинает биться совсем в другом ритме. За 20 минут дороги ты успеваешь увидеть больше, чем за год привычной жизни. Ты словно летишь сквозь фейерверк красок, трущоб, рикш, попрошаек, коров. Все гудит, смазывается и прилипает.

Свою первую ночь в Индии мы провели в поисках места, где можно было бы спрятаться от муссона, и нашли свой первый ответ: нужно ехать Гималаи. Туда мы и отправились.

Первой точкой на пути стал религиозный городок Ришикеш. Выход из автобуса – словно кадры какого-то фильма. Нас высадили в центре небольшой площади, сплошного грязного месива. Мимо пробежала свинья, где-то кричали петухи, тихо играла индийская мелодия, а на нас откровенно пялились все вокруг. Чавкая по грязи, мы шли за новыми впечатлениями.

Здесь мы познакомились с очередным шоком – муссоном.

E1LjN_p6a_w9v6jYAxkgFAKNVJRHv2SP0

Мы были в кафе, когда за считанные секунды маленькие наклонные улочки снаружи буквально наполнились водой. Все плыло вниз с несусветной скоростью, сопровождаясь ослепительными вспышками молний, которые полной темноте обнажали горные вершины. Мы – отважные путешественники – не стали ждать окончания урагана и в воде по щиколотку на ощупь побрели домой.

Следующий город маршрута – Дхарамсала, точнее, тихая и священная верхняя часть города. Здесь с 1960 года живут тибетцы, вынужденные бежать от воинственного Китая. Городок совсем не похож на Индийский: на склонах гор расположились маленькие разноцветные домики, на всех деревьях – флажки, а в кафе – традиционные момо с начинами на любой вкус. Монахи здесь с удовольствием рассказывают о своей жизни, а по вечерам на каждой улочке слышны молитвы.

IlcnliFf9SEwih0GUNB4SM

Важно знать

Спустя несколько дней мы решили, что здесь слишком хорошо и нужно возвращаться в душное Дели за порцией страха и попрошаек. Об этом, к слову, потом пожалели.

Наше возвращение в Дели лежало через Патанкот, куда мы приехали вечером на автобусе.

В новые города в Индии нужно приезжать только до наступления темноты, то есть часов до пяти вечера – с заходом солнца ничего хорошего здесь с вами не случится. Фонарей в городах не существует, готовые на все днём водители рикш вечером даже не остановятся, владельцы отелей завышают цены в два раза, а неизвестные люди при просьбе о помощи ведут в тёмные переулки. Приехав в Патанкот в восемь вечера, мы ночевали в очень дорогой (800 рублей по местным меркам – не дёшево) и невероятно грязной гостинице. Утром нам показалось, что впечатлений достаточно, и можно возвращаться обратно в прекрасные горы.

c1mKulFf_JEM7meQVgz1KkHAPjLrVERF8

Дабы разнообразить свой обратный путь, мы решили отправиться дальше на small train. По многочисленным отзывам в интернете, за окном – долина реки Кангра, в пути пять незабываемых часов. С последним, кстати, все в точку: мы ехали 130 км аж девять часов: рельсы всего одни, разветвления есть только на редких станциях, и мы ждали встречный поезд часами.

Всюду сновали продавцы с вкусно пахнущими, но подозрительными тарелками, козы прилипали к окнам и выпрашивали еду, иногда даже улыбались. Но самое удивительное было внутри поезда. Казалось, у него нет границ: старушки с гигантскими сумками и пятью детьми на руках, школьники, старички с длиннющими бородами – люди заполнили весь вагон, из всех окон и дверей торчали мальчишки, стоя на одной ноге, на полу, на коленях, везде сидели, стояли, спали, ели…

Спустя пять часов пути вид из окна действительно стал невероятным: огромные каньоны, высохшие реки, и мы так высоко над самым обрывом.

wusluBpEefURhnYCVlpsPM

До Маклеод Ганджа мы все-таки добрались и какое же наслаждение получили, забравшись, наконец, под одеяла! Спустя пару дней мы решили забраться совсем высоко – в горный городок Манали, что на высоте 1800 метров.

Здесь нас встретило первое индийское солнце и леденящая горная река. Манали делится на туристическую часть New Manali – одна площадь, зато с множеством магазинов, отелей и дорогих ресторанов – и Old Manali, менее туристическую и очень колоритную. Останавливаются здесь такие же как и мы  ребята с гигантскими рюкзаками за спиной и жаждой приключений.

eU85AOiORuksgl45UjYZgg

Манали захватила нас своими горными реками и водопадами, добрыми беседами и приятными знакомствами. В кафе со смешным названием Dansing moon мы ходили каждый день. Здесь чудесный человек угощал нас чиз нан (лепешки с горячей начинкой из панира и зелени), рассказывал о своей жизни и с удовольствием слушал о наших приключениях.

Но больше всего в путешествиях мы любим находить колоритные деревушки, где люди и не слышали о туристах. Такое место мы нашли над Манали – наши камеры просто разрывались от нарастающего количества фотографий седых старцев, взирающих на горы, старушек, копющихся в саду, детей, хватающих нас за одежду.

_Fx91eKO9tM1-TI-R-qYK4

За чашкой масалы нам рассказали, что во время сильных дождей гора напротив словно трещит от великого потопа, сотни водопадов покрывают все ее склоны, и, кажется, что под натиском воды гора рухнет.

На другой стороне находится маленькая деревушка Вашишт, известная своими святыми источниками, всегда одинаково горячей температуры. Мы не смогли даже ноги толком намочить, а местные комфортно сидят себе в небольших ванночках, стирают белье и посуду моют – святость святостью, а практическая польза тоже должна быть.

Здесь же мы стали свидетелями настоящего религиозного обряда со странными танцами под громкую музыку, которая звучит из десятка барабанов и горнов. Сотни людей танцевали в трансе и шествовали по улицам с огромным божеством на троне.

g00HkzM9WSoKytUmJKY4Pk

Прошло уже двадцать дней нашего путешествия, и пришла пора двигаться обратно. Наш путь шел через удивительный город Чандигарх, построенный за очень короткое время французским архитектором и выполненный по аналогии с человеческим телом. У него есть руки – заводы и фабрики, голова – университеты и школы, сердце – медицинские учреждения. Звучит здорово, но на деле это не очень удобно: если тебе нужно кафе, будь добр ехать через весь город в желудок. Мы не стали долго блуждать по секторам, из которых состоит город, и отправились в Дели.

За все наше индийское путешествие, нам не ответил ни один каучсерфер. И это не удивительно, учитывая, что половина населения страны живёт в трущобах на улице. Но в последний день случилось чудо: парень по имени Эмит ответил, что будет рад нас принять! Совершенно не представляя, каким может быть его дом, мы отправились на последние приключения, надеясь хотя бы на стены.

vx2vZZlKawoE25bnVUpJn4

Рикша высадил нас у огромного дома с припаркованным рядом «порше» и охраной. Оказалось, в этом доме живёт команда дизайнеров, изобретающих magic box, чудо-коробку, где найдётся все, что нужно ребёнку: подзорные трубы, оригами, из которых можно собрать целый город, баночки с крупами, на которых можно играть, как на музыкальных инструментах, а ещё ежемесячный журнал с полезными статьями для мамы и ребёнка. Эмиту принадлежала маленькая, но очень уютная комната. Всего за один вечер Эмит познакомил нас с совсем другой Индией, с дорогущими домами, машинами, огромными ресторанами с охраной и кроватями вместо стульев. Весь вечер мы угощались вроде бы 1000 раз испробованной местной едой, которая на больших тарелках с тремя парами приборов ощущалась совсем иначе.

Полезные советы и лайфхаки для путешествия по Индии

ЖИЛЬЕ: обычно мы берём с собой палатку, но в Индии спать на улицах не стоит даже пытаться: проснетесь или не один, или без палатки. Мы ночевали в гест-хаусах. Искать их на всевозможных приложениях нет смысла – их там нет.  На месте же вы найдете их без труда. Цена за ночь – от 300 до 450 рублей. За эти деньги у вас будет кровать и туалет, а в горах обязательно просите одеяло – ночи морозные.

ТРАНСПОРТ: на дорогах в Индии нет ни одного правила. Да и какие могут быть правила для дорог с коровами, велорикшами и сотней мопедов. На короткие расстояния до 3 км мы передвигались пешком, потому что любим ходить. В противном случае вело- и моторикши останавливаются на каждом шагу и, если хорошо поторговаться, получается очень даже дёшево.

w6bzSPuUud0

Из города в город ходят поезда, слип-басы и множество автобусов. Мы путешествовали в основном вольво-басами (в Индии это почти как лимузин), в них есть вода и кондиционер. Стоимость – около 800 рублей с человека. Есть ещё локал-басы для местных, в них мы тоже ездили. Если влезть в автобус одним из первых, то есть возможность сидеть аж на целом сиденье. Они стоят копейки – от 30 рублей

ЕДА: чай масала пейте в неограниченных количествах, потому что потом по нему очень скучаешь! Обязательно стоит попробовать ласси. Это как молочный шейк, только, как мы потом узнали, из ячьего молока.

Еда в Индии – это произведение искусства. Во все добавляют миллионы специй, и получается очень вкусно! Чаще всего блюда состоят из овощей с сыром панир в соусе, реже, с мясом. Половина страны – вегетарианцы, и здесь есть целые города, где ни в одном кафе нет ни молока, ни яиц, ни мяса (Ришикеш – один из них). К блюду обязательно берите роти или наан – тонкие лепешки из пшеничной муки. Они бывают с множеством начинок, обязательно попробуйте все! Еда очень дешевая. 200 рублей, и вы сыты и счастливы. Уличная еда вообще стоит 15-20 рублей, но с ней нужно быть аккуратней.

jlD50RorpBo

И ЕЩЕ: Индия не дала бы нам столько ответов и решений, если бы мы, намеренно задерживая дыхание и зажимая нос, не погружались бы в нее так глубоко. Мы каждый день изучали религию, читали «Шантарам», знакомились с местными и пытались понять и принять Индию такой, какая она есть. Эта страна заразительная, захватывающая, и мы рады, что наше знакомство с Азией началось с нее.

Сейчас же мы еще дальше и глубже. В пока еще почти неизвестном, но уже очень желающем познакомиться ближе Вьетнаме! Следить за путешествиями можно здесь