Время полезной информации о билетах на поезда в Китае. Это один из самых дешёвых способов комфортного перемещения на дальние расстояния по стране, но если сравнивать — путешествовать через всю страну на поезде всё-таки дешевле на Украине или в Индии. Публикуем статью экспертов в этом вопросе: Алекса и Юли, они два года жили и работали учителями английского в Китае.

Варианты стыковок можно посмотреть на сайте travelchinaguide, там мы смотрим варианты перемещений по направлениям и стоимость билетов на места или на плацкарт.

Поезда в Китае – типы

  • G (高速 — Gāosù) — Высокоскоростные составы (дальние расстояния, скорость до 350 км/ч)
  • C (城际 — Chéng jì) — Междугородние высокоскоростные составы (короткие расстояния, например Пекин — Тяньцзинь, максимальная скорость 350 км/ч)
  • D (动车 — Dòngchē) — Высокоскоростной электропоезд (короткие расстояния и дальние расстояния, скорость до 250 км/ч)
  • Z (直达 — Zhídá) — Поезда прямого сообщения (обычно, ночные поезда, идущие с несколькими остановками или без них, скорость до 160 км/ч)
  • T (特快 — Tèkuài) — Экспресс (остановки в основных больших городах, скорость до 140 км/ч)
  • K (快速 — Kuàisù) — Скорый поезд (больше остановок, чем у поездов типа T, скорость до 120 км/ч)

Между городами курсируют электрички, обозначенные просто номерами; поезд типа Y— туристический; а поезда типа L запускают временно, только на большие праздники, вроде китайского нового года.

Типы мест в китайских поездах

  • No seat (无座 — wú zuò) — без места
  • Hard seat (硬座 — yìngzuò) — жесткие кресла
  • Soft seat (软座 — ruǎn zuò) — мягкие кресла
  • Hard sleeper (硬卧 — yìngwò) — плацкарт
  • Soft sleeper (软卧 — ruǎnwò) — купе
  • Deluxe soft sleeper (高级软卧 — gāojí ruǎnwò)  люкс

На высокоскоростных поездах (G, C, Z) можно купить места следующих классов

  • Business class (商务座 — shāngwù zuò) — бизнес
  • Premium class (特等座 — tèděng zuò) — премиум
  • First class seat (一等座 — yī děng zuò) — первый класс
  • Second class seat (二等座 — èr děng zuò) — второй класс

Например, мы берём хард сит, чтобы доехать из Баодина до Пекина (примерно, 1,5 часа пути). Для этого мы записываем даты (в формате: год-месяц-число), время отправления, названия городов (на латинице и иероглифами), номера поездов и в кассе или на вокзале отдаём записи кассиру. Обычно, если места есть, то после записи паспортных данных (копия паспорта просунутая в кассу тоже подходит) и оплаты, мы получаем на руки билеты. Но бывает, что кассиры начинают задавать вопросы (потому что мест нет или поезд идёт в другое время), тогда всё решается на уровне их английского, нашего примитивного китайского и языка жестов. В кассах по городу наценка составляет обычно 5 юаней на билет, в отличие от привокзальных касс, где билеты продают по себестоимости.

На поездах по Китаю. Плацкартный вагон
Поезда в Китае. Плацкартный вагон. Вид с 3-й полки

Другой, отличный вариант заказа билета (если у вас есть карта китайского банка) — онлайн. Купить их можно на официальном сайте китайских железных дорог, только вот оплата производится посредством Union Pay и разных китайских банков, что значительно усложняет путешественникам покупку билета через интернет. Хорошая пошаговая инструкция по бронированию билетов есть на bumafan.ru. Правду пишут про браузеры, через хром и оперу сайт КЖД всё же плохо работает, пользуемся мозиллой. Главная проблема с наличием китайского счёта и карточки.

Важно, чтобы номер вашего паспорта и номер на билете совпадали. При входе на станцию билеты проверяют, сверяют номера (у нас был случай, когда мы потеряли драгоценные несколько минут из-за того, что на билете был записан номер одной из виз, пришлось обменять наши билеты), иногда считывают QR-код, ставят на билет штампик. Паспорт или его ксерокопию можно прятать поглубже, далее идёт сканирование багажа и перед выходом на посадку, билет снова проверяют: смотрят штампик и компостируют. Чтобы сесть в поезд, нужно опять предъявить билет, в вагоне проводник обычно в 4-й раз просит показать билет и, наконец, при выходе с вокзала контролеры посмотрят билет ещё раз (но случается, что и не смотрят).

Приходить на вокзал нужно заранее. Выход на посадку закрывается за пять минут до отправления поезда, а при входе на вокзал может образоваться очередь из нескольких десятков человек. На вокзале ещё нужно будет выяснить куда бежать на выход на посадку в поезд.

На поездах по Китаю. Двухэтажный поезд
Поездка в Китае. Двухэтажный поезд в Пекин

На вокзалах есть, где набрать горячей воды, можно это сделать и в поезде — поэтому китайцы всегда таскают с собой термосы и набирают в дорогу быстрорастворимой лапши.

На короткие расстояния вполне подойдут сидячие места, иногда места не раскупаются и при переезде на дальние расстояния можно будет занять два или три места, но это лотерея, в которой, чаще всего, вам не удастся комфортно поспать. В любом случае, сидячие места не для комфортного ночного переезда, даже при условии, что у вас есть пенка и надувная подушечка для шеи — советуем брать для ночных переездов плацкарт.

Обычно билеты начинают продавать за 10 — 21 день до отправления. В период праздников билеты достать очень сложно, в кассах выстраиваются огромные очереди, что мы сегодня и видим.

За короткое время, проведённое в Китае нам уже довелось сдавать билеты, сделать это очень легко. Лотерея с сидячими местами по дороге в Ухань не удалась, поэтому на обратном пути мы решили не рисковать и взять билет на другой поезд в плацкарте. Сдавать билет обычно нужно в крайние окна, вернули деньги и удержали всего 7 юаней с билета (сдавали за один день до отправления).

Поезда в Китае. Юля в плацкарте из Ухани до Баодина
Поезда в Китае. Юля в плацкарте из Ухани до Баодина

Обменивать билеты можно там же, в кассе вокзала. Единственный случай из личного опыта: когда мы опоздали на поезд T и тут же пошли в кассу, мы получили билет на другой поезд типа K, без мест, но обменяли их бесплатно.

Источник