Увидеть своими глазами страну, которую боятся, которую не понимают, приподнять завесу СМИ и политики. Ведь так приятно знать правду, когда другие заблуждаются. Пакистан — одно большое приключение с гонками и обрывами, риском и высотой, со стрельбой и тяжелыми подъемами, с ледяным ветром и палящим солнцем, даже со смертью и надеждой.

Как всё начиналось

Меня зовут Семён, мне 23 года, родился в Москве. Путешествовать начал с самого детства. Конечно, начиная с малого, но сколько себя помню, всегда хотелось куда-нибудь залезть. Особенно туда, куда нельзя. С друзьями прогуливали уроки и шатались на стройках и по заброшенным домам, лазили в канализацию, просто уезжали на электричке до конечной станции. Постепенно с возрастом масштаб приключений рос…

В 14 лет первый раз поехал на поезде дальнего следования с пересадками забирать младшего брата, которому было 7 лет, из деревни. Тот факт, что мне, глупому ребенку доверили жизнь другого ребенка, что-то поменял и предал уверенности. Но я никогда не предавал этому занятию особого значения, просто занимался этим, потому что было интересно, это же просто жизнь.

Ездил автостопом и ни разу не задумывался об этом, даже не знал, что есть какая-то культура. Только тогда, когда мы с моим другом Андреем съездили автостопом на Байкал, и начитались, конечно, Кротовского АВП, я понял, что мы путешествуем!

По-настоящему дорогу, проведение, иншаллу, да как угодно, мне помог открыть мой отец. В 17  лет, это было в 2008, мы купили горячую путевку в Египет в Шарм-ель-Шейх, но так туда и не заехали: катались в течение месяца  по всей стране от Порт-Саида до Ассуана. Ночевали на вокзалах, ехали без билетов в тамбурах поездов, проводили по пол суток в автобусах, тусовались с местными, ели что попало… ну что я рассказываю — все классические прелести таких путеешствий. Тогда и началось мое знакомство с Исламом и Исламским миром, который до глубины души меня поразил!

Почему Пакистан

Очень много факторов сказалось на решении поехать именно в эту страну —  Пакистан. До этого я побывал в Средней Азии, Индии, Афганистане, Иране, но Пакистан был всегда покрыт какой-то дымкой. Жажда чего-то сложного и нового, и Пакистан — это  одно из последних белых пятен на карте для европейского человека! Кроме того, страна очень отстраненная, туда сложно попасть и сложно выбраться.

И горы! Я очень люблю горы, занимаюсь альпинизмом и скалолазанием, хожу в походы, а Пакистан, точнее северные его районы дают отличную возможность совместить классическое путешествие с высокогорным треккингом. Каракорумское шоссе- вот что меня манило. После Памирского тракта хотелось забраться еще выше, проехать по самой высокой дороге в мире!

  • Осью моего маршрута было Каракорумское шоссе — самая высокая и опасная дорога в мире. Построенная в 1960х-1980х она начинается от китайского города Кашгара и тянется через перевал Хунджераб(4850м) до столицы Пакисатана….
  • Основной целью поездки были как раз горные районы, так что на севере я провел около трех недель и чуть больше недели в главных городах страны.
  • Всего в пути я был один месяц , примерно 3000 км.

4-JCj1PLukE

Опасности субъективны

На самом деле, там где опасно для туриста, там опасно и для местного. Пакистан —  не самая спокойная страна, действительно, есть проблемы, но турист вы или нет, это не принципиально. Вообще, чтобы найти проблемы, нужно лезть через заборы, давать взятки на кпп, чтобы тебя пустили, нужно красться ночью или маскироваться и реально нарушать закон, чтобы попасть в запрещенное место, где теоретически могут возникнуть проблемы. Это касается всех стран, не только Пакистана.

lC2nV2diFy0

Как только я въехал в страну, все эти слухи и репутация сделали свое дело. Я был крайне напряжен и боязлив. Сразу начал ловить машины, чтобы отъехать от приграничного города: они всегда не очень. Мне казалось, что из-за каждого камня сейчас может показаться кто-то в чёрном с автоматом и напасть, но это всё иллюзия. На следующий день, стало понятно, что проще нарваться на гопников по дороге от подъезда в магазин средь бела дня, чем в этих мирных аулах ночью.

Пакистанцы очень переживают из-за своей плохой репутации в мире. Они также ненавидят террористов, мечтают о мире и процветании для своего народа. Хотят видеть иностранцев и туристов у себя дома. Но всё же среднестатистическому путешественнику советую слушать дядю с автоматом и не спорить.

-KxvZVVGsos

Сразу хотелось бы разделить Пакистан на две части. Северную и всю остальную. Это абсолютно разные места, почти разны страны.В Гилгите-Балтистане, северной горной области,  я просто ставил палатку или оставался в кемпинге за копейки. В городах — в гостиницах, гостях или по каучсерфингу. Благо в странах третьего мира эта система еще не вымирает.

Помню почти все места, где переночевал. Разброс как обычно биполярен. Были места, где приходилось спать на полу с мышами и тараканами, были моменты, когда я в отдельной комнате с чистым бельем, вайфаем и с завтраком в постель, принесенным дом-работником.

Я полностью проехал Каракорумское шоссе, из которого одну треть ехал на автобусе, весь остальной путь — автостопом. Между городами передвигался всем доступным транспортом: поездом, автостопом, на автобусах. Побывал во всех самых больших городах Пакистана.

Банальные ночи

Самый забавный ночлег был в предгорьях Нанга-Парбат. Там не спокойно и в большинстве случаев к белым туристам приставляют охрану в лице вооружённого полицейского.

Так вот, еду я в застопленном грузовике, направляясь к дороге на базовый лагерь Нанга-Парбат. Болтаю по возможности с водилой, что-то едим, что-то курим, смеемся. На очередном КПП полицейский заметил моё белое лицо в кабине. Конечно, менты меня сняли  с дороги, поскольку туристу нельзя тут без охраны: «талибан, данжер!». Я отчаянно сопротивлялся, убеждал их что всё «вери сейф», но бравые парни настояли на своём. Повели, оформили, всё как полагается. Время близится к закату, накрапывает дождик, горную дорогу к треккингу размыло —  прохода нет. А мне нужно идти дальше, но меня не пускают, говорят, скоро стемнеет. Их правда.

Слово за слово, нужно  решать, где спать, а с ментами завтра разберёмся. В этот момент, они мне порядком надоели: три  слова  понимают по-английски, никуда не пускают, а в итоге предложили мне остаться в дорогой гостинице на ночь! Я запротестовал, мол, вы меня остановили, да еще в гостиницу гоните за мои деньги! Нет уж. До последнего я ждал приглашения, потому что никакая гостиница мне не по корману,  и намекал, что я гость, но пришлось заявить прямо. В конце концов сказал этому сержантику так: «Я буду спать у вас в  и есть вашу еду, а завтра вы найдете мне машину дальше, бесплатную!» ( По той дороге в горы ходят только специальные джипы(15км) туристов пешком и на своем транспорте не пускают). Только после этого они опомнились, наготовили еды, чая, уложили меня спать.

Пакистанская милиция, как оказалось, живет не очень комфортно. Спали все вместе на полу, на циновке, в комнате без окон с закрытой дверью. Душно, немытые много дней менты… романтика.

О природе и людях и природе людей

Впечатления от природы ни с чем не сравнятся. Можно сколько угодно рассуждать про интересность людей, красоту городов, но природа —  самое потрясающее впечатление. Заснеженные исполины, ошеломляющие своим величием, отвесные стены скал, выметающиеся  в бесконечность, говорящие ледники древнего голубого льда —  все это дышит вечностью, мудростью, настоящей неосквернённой красотой.

Огромное впечатление на меня произвела народность  Пуштуны. Они живут на границе Афгана и Пака, многие из них входят в состав Талибан и прочих экстремистских группировок. Именно с этим народом воевал СССР с 1979-1989.

С Пуштунами я уже познакомился в Афганистане, так что можно сказать продолжил знакомство. Эти люди очень похожи на нас, русских. Кожа их белая, глаза бывают и зеленые, и голубые, волосы могут быть рыжими и даже  светлыми. У мужчин лица, действительно как у настоящих русских мужиков! В основном Пуштуны живут в Пешаваре, в городе на границе с Афганистаном. Там я увидел самовары, точно такие же, как у нас всех на дачах и дома, вплоть до деталей. Услашал пуштунскую музыку, так похожую на нашу балалайку, обманчиво веселую и глубоко печальную. Узнал про их упрямство и пыл.

Пуштуны, словно наш восточный двойник. Чувство дальнего родства, какая-то тонкая ниточка тянется от нас к друг-другу. Теперь понимаю, почему они уважают русских, а мы их, почему была так жестока и кровопролитна та война: мы же сами с собой воевали.

Если про европейцев… За все время поездки я встретил всего несколько белых туристов, по пальцам одной руки пересчитать. Все они были из нашей бригады. Отшибленные ребята, короче!  Один пытался ехать автостопом в районе города Кветта, что крайне безрассудно, ну его, конечно, сняли с дороги. Одна девушка поехала на велике в кругосветку —  заслуживает уважения. Было ещё пара интересных ребят. На самом деле больше всех мне запомнился один немец: в Германии у него есть своя большая ферма, он с друзьями её ведет и прилично зарабатывают, но вот он уехал путешествовать на несколько лет и перебивается заработками. Например, поваром в пакистанской забегаловке за еду и кров и всё в таком духе, причём путешествует принципиально босиком. Мне он понравился, хотя я не люблю настолько хиппанутых. Было в нём что-то свободное что ли, больше, чем во всех остальные бродягах, которых я встречал. Он понимал, зачем ему все это. По правде.

Ещё запомнилась встреча с одним пуштуном в городе Пешавар. Нужно начать с того, что на данный момент в Пешаваре туристу без вооруженной охраны запрещено находиться и  нельзя свободно передвигаться. Конечно, меня это не устраивало абсолютно, к тому же эти менты меня так достали к этому моменту, что  я замаскировался: надел местную одежду:  шальвари-камиз,  «арафатку» на голову и прикинулся местным пуштуном, для этого я выучил одно слово: тик-так — это  «все окей»! На въезде в город была серия  КПП, где военные  проверяли автобусы и попутно выявляли иностранцев. Маскировка сработала на ура! Я попал в город без сопровождения и конвоя! Там у меня был контакт сына очень высокопоставленного военного начальника, который сейчас на пенсии, но связи и друзья у него остались. Благодаря посту отца, Мухаммад, его сын,  имел высокопоставленных друзей, с которыми меня сразу познакомил.

В Пакистане есть так называемые зоны племен, где фактически правительство не имеет контроля, и территория находится в руках у вождей этих трайбов. Конечно, вы подумали, что эти племена скачут на ослах с копьями и живут в шалашах… нет, это обычные люди с домами и автомобилями, у кого есть деньги. Единственное их отличие в том, что у них свои законы, свой способ прокормиться, а именно продажа наркотиков, оружия и контрабанда.  Как раз с одним из местных вождей меня и познакомил мой новый друг. Этот вождь только несколько лет назад вступил в должность, потому что его отец, экс-вождь, погиб в междоусобной войне. Заказан был короче. И теперь правит сынок. Да, немного диковато.

В итоге мы все вместе поехали в tribal area. Ну, конечно, в сопровождении личного отряда наемников вождя, следовавших перед нами в пикапе. Мы стреляли из автомата, слушали музыку, ели мясо, курили первоклассный гашиш, потом мне еще подарили грамм 400 «на дорожку» …  своеобразные, ничего не скажешь!

18dsiaczRoc

 

Дикие и диковинные обычаи

Как-то раз мне жутко надоел весь этот автостоп: купил билет на мини-автобус. Нужно было ехать 16 часов по горной дороге. Участок Каракорумского шоссе. Очень крутой горный серпантин, правда, без отбойников или каких-то заграждений. С одной стороны дороги —  обрыв метров 600, с другой —  стена. К несчастью, асфальт был превосходный, что позволяло водиле держать стабильно 90км/ч. То, как он заходил в повороты, обгонял фуры, разъезжался со встречным транспортом, не передать словами. И это был простой общественный автобус. Я реально хотел отдохнуть, но в итоге всю поездку я сидел вцепившись в кресло, да, ещё я сидел прям у «телевизора»  на переднем сиденье. Вот это вождение было реально диким. Даже пассажиры в автобусе просили потише. Со мной рядом сидел парень из Кветты, местный, казалось бы для него-то должно быть все привычно, но даже он иногда хватался за поручень и охал. Но это было только начало…

Примерно посередине этого маршрута была остановка для всех автобусов: больших, маленьких, такси, не важно. Суть в том, что есть какой-то участок, где нужно ехать под конвоем, то есть, две военные машины сопровождают всю колонну общественного транспорта в ночное время. Ну как вы представляете себе конвой? Все едут тихо мирно, никто не шумит, дисциплина и порядок? Ага, эти психованные шоферы на минибасах устраивают рейсинг и пытаются, обогнав друг-друга на этой сумасшедшей дороге, занять первое место после полицейской машины, которая в свою очередь едет также быстро. Автобусики так вошли в азарт гонки, что не пропускали встречный транспорт, и машины вынуждены были просто останавливаться и прижиматься к обочине в ожидании, когда проедет эта адская колонна. При этом на крыше этих автобусов сидят люди, улюлюкают и смеются. Короче, советую взять минибас Чилас-Аббтобад.

Философские размышления

Очень раздражает, когда туристы не уважают культуру страны, в которую они приехали. Например в Афганистане видел американку, которая была без платка с ярко накрашенными губами. Это просто омерзительно. Мы себе не позволяли даже футболки носить… В Пакистане в мечети видел двух азиаток с не покрытыми головами и в футболках. Делали селфи постоянно. Просто воротит от такого. Про наших соотечественников вообще молчу. Держать себя в руках  советую прежде всего.

Не считая кучи впечатлений, приключений, очередной пригоршни историй, путешествие в Пакистан дало мне понимание, что от дороги я узнал достаточно, что нужно переключаться на что-то другое. Она меня многому научила, показала настоящий мир и истинную сущность людей. Она помогла смотреть на всех как на равных, будь то бомж у помойки или президент в бронированном ролс-ройсе.  Я понял, что я достиг профессионализма в этом бэкпакерском деле, а для меня было крайне  важно убедиться, что чему-то в жизни я научился.

Рекомендации

  • Конкретно про Пакистан, могу посоветовать не ехать во время Рамадана, если не хотите голодать. Понимать место назначения: горы на севере или остальная часть страны, потому что климат и сезон посещения кардинально различаются.
  • Вообще тем, кто только начинает, лучше прокатится для начала в местах по спокойнее. Не то чтобы что-то может случится в Пакистане, но туда лучше ехать с опытом, чтобы не упустить ничего.
  • Пакистан  — очень дорогая страна для тех, кто не умеет торговаться. Вы должны любить это делать иначе можно переплатить в разы. Единственное исключение- уличная еда. За все остальное, даже за билеты на транспорт, нужно торговаться.
  • С жильем как обычно классика: airbnb, couchsurfing. На букинге только дорогие гостиницы, все самое дешевое можно найти без труда на месте.
  • Очень полезным будет Lovely planet последний, вроде за 2008 год, но почти ничего не изменилось.
  • Что брать из вещей, зависит от того в какую часть страны лежит путь. В горы — легкий бивуачный набор летом, серьезное альпинистское снаряжение зимой. В города можно и спальник не брать, не имеет смысла. Конечно никаких шорт. Девушкам длинные платья, прикрывающие попу и платок на голову. Вообще на месте можно отличную одежду купить, дешево.
  • Рекомендую прочитать хотя бы учебник по истории региона или страны, куда собираетесь ехать. Это намного обогащает опыт и впечатления.