Александр Хомутов не ездил в кругосветку и не покорял Эверест, но однажды во время путешествия он пережил момент абсолютного спокойствия, когда затихает постоянный диалог с самим собой и слышно только звонящую в ушах тишину. За этим ощущением он и отправляется в путешествия.

В своих поездках Саша много фотографирует и ведет инстаграм. На Алтай он поехал с друзьями Денисом, Ниной и Кариной на машине 85 года.

С чего все начиналось

Саша: Поездка началась с простого желания поехать куда-то за пределы нашего края. Мы подумали и в итоге выбрали Алтай. У Дениса есть дед, который весь Алтай исходил, он выдал нам килограмм карт, по которым мы и составили свой маршрут.

Что касается машины, то я обхожусь без нее уже несколько лет: свою «Ниву» я продал и купил на эти деньги хороший велосипед. У Дениса есть «Жигули» – капсула смерти – и еще была «Волга», которую Дэн с другом купили за 20 тысяч, чтобы сделать из нее кабриолет для поездок на пляж. За два дня до выезда мы загнали эту машину в гараж, ошкурили самые ржавые и гнилые места, залили их белой краской, поставили новую резину, аккумулятор, ну и поехали.

download (21)
download (20)

Денис: У нас было два запасных колеса, двадцатилитровая канистра с бензином, немного «Тосола», масла и тормозной жидкости, десять свечей, двадцать предохранителей, пусковое устройство, компрессор, несколько запчастей и целый набор разнообразных головок, накидных ключей, болтов, шурупов, отверток и еще всякой дряни. Не то чтобы нам все это было нужно, просто когда едешь на Алтай на машине 85 года остановиться уже трудно.

Единственное, что нас пугало, это расход топлива. Нет ничего более необъяснимого, беспощадного и гигантского, чем расход топлива на ГАЗ 2401. За всю дорогу до Алтая у нас не было серьезных поломок или происшествий. Мы всегда ехали днем, а вечером искали подходящее место для ночлега.

download (19)

Саша: Спали мы почти всегда в палатках. К счастью, все привыкшие: не раз и не два ходили в походы. Несколько лет назад мы в компании друзей объехали озеро Иссык-куль с палатками, к тому же я с друзьями каждую зиму хожу в походы с ночевкой в лесу при температурах до -30, так что никаких неудобств не возникало.

Приключения первого дня

Денис: Наш первый день выдался удачным на приключения. Порвался тосольный шланг, и весь «Тосол» вытек. Пришлось возвращаться в Екатеринбург за набором шлангов на будущее. Приятно, что в магазине, узнав нашу историю, нам сделали скидку.

Потом перестал закрываться замок багажника. Мы, как настоящие инженеры, починили его набором резинок для волос.

Из дневника Нины: «Мы в пути! Ночевали в поле, огней почти не было видно, зато Дениса всю ночь беспокоили кроты (привет, трусишка!). Чиним автомобиль на ходу, практически как в Mad Max, только не так эпично».

download (18)
download (17)

Ода автомобилю ГАЗ 2401

Денис: Спустя три дня дороги я кое-что понял об этом авто. Газ 24 – это воплощение абсолютной простоты и консерватизма Советского Союза, и в этом его природная красота и притягательность. Минимум деталей и агрегатов, минимум элементов конструкции, все только самое важное и необходимое, чем меньше частей, тем меньше сломается! И самое главное, Газ 24 – это огромный кусок металла, чистая механика во плоти. Все абсолютно просто и понятно, как в детском конструкторе от трех лет, и нет никакой электроники, не считая света и прикуривателя.

Несмотря на все это, на скорости 120 км/ч машина держит дорогу как неплохая иномарка, не считая уровня шума, но это ведь можно поправить! Про подвеску и говорить нечего: рессоры – это лучшее, что придумало человечество. Мягче едет только бьюик, машина которая проглатывает абсолютно все неровности и ямы.

Вы спросите: «А че она тогда разваливается все время?» Все просто. От износа разваливается то, что не из металла: тосольные трубки, резина, освещение и прочее. Если за всем этим следить и вовремя доливать жидкости, машина прослужит еще лет тридцать.

download (16)

Телецкое озеро

Саша: План был такой: найти катер и перебраться на южный берег Телецкого озера, оттуда пройти по долине Чулышмана до слияния рек Башкаус и Чулышман и войти в Чебдарское ущелье.

Экскурсия по озеру стоит 2200 рублей с человека, к тому же не все катера идут до долины Чулышмана. Нас это совсем не устраивало, и мы начали искать, как доехать бесплатно. Везде просились на подсадку и оставляли свой номер телефона, в итоге к вечеру у нас было не одно, а даже два предложения. В восемь утра мы выехали на скоростном катере коренного алтайца и попали в огромные волны. Капитан сказал: «Дует верховка с Чулышмана, нужно переждать шторм в заливе».

download (3)
download (1)
download (2)

Жизнь в ущелье

Погода в долине была солнечная, пока мы не вошли в Чебдарское ущелье: здесь начался дождь, который шел четыре дня. На диване, сидя над старыми картами, мы с Денисом представляли, как будем подниматься в это ущелье, как за один, максимум два дня, пройдем вглубь на несколько десятков километров, поднимемся на правую стену ущелья и через перевал выйдем обратно в долину Чулышмана. Потом уже, вернувшись, мы прочитали в интернете что «ущелье имеет высшую категорию сложности при прохождении, все туристические маршруты обходят Чебдарское ущелье с севера, и это одно из немногих мест, где никогда не ступала нога человека».

Мы шли под дождём, спали под дождём, сушили вещи у костра под дождём, заблудились в лесу и ходили кругами под дождем.

download (14)
download (15)

Денис: Бросаясь с головой в неизвестное и неизведанное, совсем не думаешь о других, об их желаниях и возможностях. Знаешь, что будет трудно, знаешь, что придется терпеть и идти сквозь зубы дальше, несмотря на любые препятствия, будь то местные алтайцы (которые недолюбливают русских), проливной дождь, подъем в гору по серпантину, наполовину состоящему из коровьего и лошадиного помета, и отсутствие навигации, не считая дедушкиной карты 1986 года.

Ты идешь вперед и смотришь только вперед, практически не оглядываясь. Перекидываешься парой слов на привале и идешь дальше. Ты думаешь только о том, как бы не отказали ноги. И кажется, высота 2,300 метров это не так уж и высоко, но уже на 500 метрах появляются мысли: «А может и тут неплохо?» Это ведь не пологий подъем с травой и цветочками, это каменистый серпантин в мрачном ущелье, который не дает тебе ни метра отдыха.

download (13)
download (12)

И вот, на стоянке под огромным старым кедром, ютясь у костра и суша вещи, ты поднимаешь глаза и видишь, что твоим друзьям ни капельки не легче. А впереди еще 50 километров пути по горам и алтайской тайге под все тем же проливным дождем. Ты встаешь в шесть утра, чтобы успеть больше пройти и добраться до главного перевала за день, и спустя пять часов видишь то же место, откуда и выходил с утра.

Саша: В этот момент у меня щелкнуло в голове то самое ощущение. Мы решили развернуться и выходить обратно в долину той же дорогой, которой пришли. Напряжение пропало, прекратился дождь, и выглянуло солнце. На обратном пути мы сидели на вершине ущелья в полной тишине. Снизу от реки на нас поднималось облако, и это был тот момент, за которым я сюда и ехал. Мы больше не торопились, все мысли отступили, и их место заняли горы.

download (11)
download (10)

Финал

Денис: Ехать домой на поезде не так экстравагантно, как на «Волге» 85 года, не так опасно и весело. Ты не ждешь, что после очередного крутого поворота или резкого торможения из темноты мигнет красным светом лампочка аварийного давления масла. Ты не прислушиваешься к каждому лишнему звуку из двигателя. Ты не бегаешь при каждой остановке посмотреть, ничего ли не изменилось под капотом, не капает ли где «Тосол», не выкрутился ли болт из двигателя. Нет, ты просто плавно приближаешься к дому под равномерный стук колес, не прикладывая к этому никаких усилий.

Тем вечером небо было абсолютно ясным. Это значит, будет виден млечный путь. До конечной цели – деревни Мульта – оставалось около 150 километров. «Волга» вела себя прекрасно, не грелась и не стучала, а мы практически не замечали неровностей дороги, петляющей между горами. К тому времени мы уже были на высоте более 1000 метров. Смеркалось. Проехав небольшую деревеньку, мы решили разбить лагерь на холме. Чтобы не тащить все вещи вручную, я предложил заехать в гору, благо машина уже показала себя как неплохой внедорожник. На второй передаче «Волга» плавно поднималась вверх, но за 20 метров до вершины колеса начали пробуксовывать на траве. Решив не мучить машину, я поставил ее поперек склона.

Ночью в горах при ясной погоде очень холодно. Мы стояли, укутавшись в спальник, и смотрели на звезды.

download (4)
download (5)

8:00
– Просыпайся, машины нет!
– Надеюсь это шутка.
– Нет.

Оббежав все окрестности, мы удостоверились, что «Волги» действительно нет. Следы вели на дорогу, тут же валялся мой объектив и документы, которые до этого лежали в бардачке. Саша звонил в полицию.

Спустя час машина и все четверо угонщиков были найдены. Все наши вещи, вплоть до женских трусов, были за ночь распроданы по деревне. Ребята особо не скрывались, один из них в моей кепке «I’m Nikon» и в ботинках Саши подошел поздороваться с полицейским. Самое смешное, что его ботинки мы потом нашли в «Волге». Пока криминалисты снимали отпечатки пальцев с машины, мы ездили по деревне и потихоньку собирали наши вещи.

download (6)

Саша: На этом этапе наша экспедиция разделилась. Мы с Ниной отправились на попутных автобусах в Новосибирск, чтобы оттуда выехать на поезде в Пермь, а Денис с Кариной, решив дождаться ремонта машины, отправились на Мультинские озера.

Денис: Двигатель, на котором мы проехали без проблем 4000 км, был за одну ночь практически уничтожен. Я предложил угонщикам либо чинить этот, либо ставить нам двигатель со своей машины. Дабы не терять время мы с Кариной решили добираться до Мультинских озер автостопом. По дороге ночевали у родственников угонщиков, которые любезно предоставили нам свой огород под палатку.

Когда вернулись, машина еще не была готова. Алтайцы, по локоть в масле, копошились то под ней, то над ней. Хозяин базы, на которой мы жили (вдвоем по цене одного в отдельной комнате), зная нашу историю, предоставил нам своего коня в пользование.

download (8)
download (7)

Когда машину починили, я поехал тестировать ее. Лишних звуков не было, тянула хорошо, работала ровно, не грелась, давление в норме. Последнюю ночь мы провели у угонщиков. Нас повезли на летнюю скотоводческую стоянку неподалеку от деревни, в лесу. Горел костер, вокруг сидели родственники, дети и братья. Они изучали нас взглядом, будто мы были люди с другой планеты, и постоянно перешептываясь. Нас кормили косулей, убитой на последней охоте, великолепным свежеиспеченным хлебом, местным сыром и брусникой.

На подъезде к Семинскому перевалу (Автомобильный перевал 1717м, разделяющий горный Алтай и цивилизацию) я понял, что двигатель, который нам поставили, был мертв. Впереди было 11 километров крутого подъема, и они отделяли нас от спасения. На вершине из двигателя били фонтаны воды и масла – незабываемые ощущения!

download (9)

Скоро у угонщиков будет суд, и для того, чтобы получить условный срок, а не реальный, им придется полностью починить машину или купить ее. В любом случае на Алтай мы еще вернемся, ведь гора Белуха еще не покорена.

Очень важно в таких ситуациях не опускать руки и не сдаваться, постоянно искать возможности и варианты. Тогда различные происшествия в ваших путешествиях будут не конечной точкой, а отправным пунктом во что-то новое и удивительное. И возможно, вы найдете даже больше, чем искали!

Все фото: Александр Хомутов