Мы ー Витя и Ксюша. Мы живем в Таганроге, работаем программистами на фрилансе. Я давно мечтала о большом путешествии на велосипеде. В прошлом году мы уже ездили в небольшой велотрип по Крыму ー тогда у нас получилось всего лишь около 300 км. В этот раз решили, что хотим серьезного путешествия. Подробно рассказывали о том, как это было в нашем небольшом блоге.

IMG_0500 (1)

Изначально идея была устроить заезд по Кольскому, потом переросла в Кольский + Норвегия и в итоге закончилась тем, чем закончилась. Мы проехали почти всю страну от самого севера до Осло. Со всеми остановками и перездами между странами путешествие продлилось два месяца, непосредственно на велосипедах мы проехали порядка 2700 км. 

 Страна одновременно и прекрасная и сложная, и нам было бы легче, знай мы это все заранее. Инструкция для начинающих путешественников, бывалые скорее всего все это и так знают.

IMG_1559

Физическая подготовка

Не сказать, что мы прям спортсмены. Мы просто любим покатать и катаем по области, в основном по сельской местности рядом с городом, когда есть время. Самое большое расстояние за день, которое я могла осилить до того, как поехать в путешествие ー 110 км по относительно плоским дорогам. И это не давалось мне легко. Поэтому, я думаю, при определенном желании совершить такой трип сможет каждый.

IMG_0149

  • Базовая физическая подготовка нужна.
    Погода и ландшафт в Норвегии не сахар.

По большей части, ехать приходится все время в горку или против ветра. А иногда при обоих условиях одновременно, и к тому же в какой-нибудь туче или под дождем. Можно, конечно, проезжать 30-50 км в день и на этом ограничиваться, это сможет и новичок ー тут все зависит от целей и времени, которым вы располагаете. Мы проезжали в среднем 70 км в день. Если вы до этого катались раз в месяц по парку, такой темп будет сложноват, по крайней мере по началу.

  • Прежде чем ехать, начните раскатываться заранее.

Мы вот так не сделали, за что потом поплатились. У нас были дедлайны и куча работы, так что последние полтора месяца мы с утра до ночи сидели дома за ноутбуками и никуда вообще не выезжали. В итоге, колени не выдержали нагрузки и первые две недели путешествия болели у нас обоих. Настолько, что мы даже думали прикрыть мероприятие, ибо с коленями лучше не шутить. Обошлось, к счастью, но я советую до такого не доводить.

IMG_1429

Рельеф и погода

Так сложилось, что эта страна никогда не была в моем списке must see, поэтому знала я о ней очень мало. Оказалось, что ровные дороги в этой стране практически отсутствуют. Ехать много километров в день вверх и вниз достаточно утомительно, но нужно принять это и смириться.  Потом перестать думать о том, когда блин уже закончится этот холм, а офигевать от огромных гор и космических облаков (а они там именно такие). И тогда рельеф уже не кажется таким сложным.

Иногда, как например, между городом Тромсё и южной оконечностью Лоффотенских островов встречается достаточно плоская дорога и суммарный набор высоты за день получается около 100 метров. А заезд на мыс Нордкапп ー уже 1200 метров вверх суммарно. Так что в среднем не скажешь. Просто нужно учитывать факт, что рельеф не из легких, даже если ехать все время по асфальту, как делали мы, например. К тому же в довесок у вас будет багаж, который езду не облегчает.

Чтобы иметь представление о рельефе мы использовали карты с навигацией Locus map. Есть бесплатная версия приложения с рекламой и слегка урезанным функционалом, но нам хватило. Придется потратить время на поиск оффлайновых карт на сторонних сайтах и загрузку своего маршрута в карту, но эта хорошая замена полноценному навигатору, если не хочется брать лишнего. Мне лично без знания, сколько еще карабкаться вверх ехалось легче) но тут каждому свое.

IMG_0674

Обязательно скачайте и загрузите в свой навигатор карту туннелей (туннели, как вены, пронизывают всю страну), если не хотите потом возвращаться назад, потому что по вашему маршруту есть туннель, закрытый для проезда на велосипеде. Мы встречали ребят, которые забивали на запрет, и проезжали, но это небезопасно. Еще и потому, что водители не ожидают вас там увидеть и ведут себя совершенно иначе.

Что касается погоды ー солнцем Норвегия не балует. Погода дождливая и в основном все время если не идет дождь, то пасмурно. Так, чтобы весь день было тепло и солнечно, в сумме могу припомнить дней 5-6) Погода меняется стремительно и, если с утра дождит, далеко не факт, что так будет весь день и наоборот. Когда едешь на велосипеде, это важно, как оказалось. Фактически, ты все время на улице и погода ー это то, что касается тебя напрямую.

IMG_1348

Например, когда мы поднимались на мыс Нордкапп, погода была такая, что это вообще не было похоже на лето. Было +7-8 °C, жуткий ветер скоростью 20 м/с, то боковой, то встречный, который буквально выдувает воздух из под носа, плюс резкий набор высоты (уклон дороги 10%) и тучи с дождем. И едешь ты такой в этом всем еще и со своими сумками… Это был абсолютный хардкор, какого потом ни разу не случалось. Это потом уже я думала, что хорошо, что все сложилось так. После этого ничего уже не казалось сложным. Но знай, мы заранее, что с погодой все будет так ー подождали бы. Поэтому следить за погодой в Норвегии важно, чтобы в случае чего корректировать свои планы.

До поездки на Нордкапп, мы не знали, что существует приложение Yr. Погоду оно прогнозирует достаточно точно, настолько, насколько в Норвегии это вообще возможно. На их сайте есть разбивка по часам и гифка на ближайшие сутки, показывающая движение циклонов. Я пользуюсь им до сих пор, оно дает прогноз по всему миру.

Как собираться и что брать с собой

Перед путешествием, да еще в такую дорогую страну (о том, как узнать уровень цен уже была статья на TripSecrets) тратиться не хочется. Но что касается хорошего стафа, я очень рекомендую это сделать. Потом спасибо себе скажете за сохраненные нервы.

Как готовить велосипед и к чему готовить

Во-первых, приведите его в порядок. Проверьте работоспособность всех управляющих элементов, тормозов, изучите состояние колес и багажника. Если у вас обычный алюминиевый багажник, и он не новый, то лучше купите новый. И еще лучше из материала по-прочнее.

 

IMG_0691

У Вити от большой нагрузки (сумка весила около 15-18 кг, т. к. он вез всю еду) на колесе в самом начале треснул обод. И нам пришлось за 650 крон ( это включая работу по установке, ибо у нас не было инструментов) купить новое колесо, какой-то китайский noname.

Или, однажды, Витя случайно уронил велосипед, вместе со всем, что на нем было, разумеется. У багажника просто лопнула стойка, таким образом  креплений к раме стало на одно меньше. Мы были в таком месте, где не то, чтобы купить новый, а даже и хоть как-то починить негде было. В общем, замотали мы все это изолентой и заармировали сухой палкой из леса, примотанной скотчем к стойке) И так и проехали еще километров 100. Не делайте так, будьте умнее.

Мы ехали на обычных МТБ с 26-дюймовыми колесами. Как оказалось, это не самый популярный диаметр. Замена тому самому сломанному ободу нашлась только в одном из четырех веломагазинов в достаточно крупном городе. Там как правило такие колеса только у подростковых великов. У европейцев на МТБ путешествовать не принято. Почти все гоняют на туристических байках с большими 29-дюймовыми колесами. У них и колеса поуже, и грипсы поудобнее, посадка другая, и сидения мягче, и накат с таким диаметром, соответственно, лучше. Да, почти все это можно устроить и на МТБ. Я сама на таких не ездила, но полагаю, что на туристическом байке все же в долгом путешествии удобнее, не зря же они так популярны. Так что стоит обратить на них внимание.

Какую брать палатку, спальники, коврик

Тут в основном все индивидуально, конечно. Главное, при выборе всех этих вещей помнить о весе. Каждый лишний полкило даст о себе знать, когда вы будете ехать вверх по какой-нибудь горе.

Палатка у нас была какая-то нонеймная летняя с мембраной в 3000мм у самого тента и 10000мм у дна. Дождь, даже самый сильный, даже с ветром и несколько дней подряд, такая мембрана не пропускает. Помните о том, что в ней должно хватать места вам и вашему багажу, поэтому надо искать компромисс между ее весом и вашим комфортом. У нас места в ней было мало и это жуть как неудобно.

IMG_0818

Спальник у меня был на +5 °C и я спала в одежде, в основном. У Вити на +10 °C. Так в целом тепло и комфортно. Правда, на большой высоте мы не ночевали ни разу, там, возможно, было бы холодно. Особенно для таких мерзляков, как я. Как будто и не жила на Сахалине.

Коврики взяли самые дешевые из Спортмастера. В принципе норм, но они объемные, на великах не суперудобны при транспортировке. Одни рок-н-ролльные англичане-мотоциклисты присоветовали нам матрасы Therm-a-rest, сказав, что они очень легкие, занимают мало места и надуваются почти сами.

Что делать с велосумкой

Мы ехали с велорюкзаками на багажник Турлан. Если вы шаман и можете сделать так, что дождь на вас не будет лить, то с ним норм. Я так не умею и мне норм не было. Если дождь идет больше одного дня, то внутри все неизбежно вымокнет даже несмотря на дополнительный мембранный велочехол. Все велотуристы, каких мы встречали, кроме может пары человек, ездили с сумками Ortlieb. Они стоят прилично и в них не мокнет ничего. Я рекомендую избавить себя от лишних нервов и купить их. А если уж совсем не хочется тратиться, то для вас один чувак рассказал, как сделать такие сумки самостоятельно.

IMG_0615

Про газовую горелку

У нас была горелка Fire Maple. Для таких путешествий она идеальна. Снабжена емкостью для готовки, и в нее же все и убирается. Очень компактно. Есть  радиатор, поэтому тепло рассеивается значительно меньше, греет быстро. Баллон резьбовой, в Норвегии его можно купить на любой заправке не многим дороже чем у нас. Мы переезжали границу сразу на великах, поэтому баллоны взяли сразу с собой. За путешествие потратили полтора баллона, но тут уж как использовать. У нас получалось достаточно экономно, мы пользовались ей в основном только по вечерам, когда готовили ужин. Горячую воду для чая с утра можно попросить в любом кафе. Ни разу нам никто не отказал в этом.

Какую одежду взять с собой

Обязательно купите водонепроницаемую одежду. Я очень сомневалась, надо ли тратить на это деньги перед тем как ехать. Типа, чо мы, не русские что-ли, переживем. А потом мы попали под дождь, еще будучи на Кольском. Под средним ливнем за 10 минут мы вымокли до нитки и поняли, что не надо так.

Так как денег тратить много по прежнему хотелось, мы купилили мне в Декатлоне обычную куртку-дождевик, и штаны ПИК99, а Вите самый простой костюм из ПВХ. По моим ощущениям это одинаково плохо ー неудобно и спасает от дождя весьма посредственно. За два часа под небольшим дождем ты все равно намокаешь.

Я не могу ничего посоветовать, потому что сама еще не изучала вопрос хорошей защитной одежды, но уверенно много сказать, что наш пример ー это то, как делать не надо.

Зато велобахилы той же фирмы ПИК99 оказались огонь. Пожалуй, единственное, что ни разу за поездку не вымокло ー это ноги, благодаря им. Велобахилы ー это вещь из категории must have в таком путешествии.

IMG_0358

Что касается обычной одежды. Даже если вы едете летом ー легкая летняя одежда и обувь с их средней температурой лета в +13°C вам не понадобятся. Понадобятся теплые вещи, лучше всего флис ー в нем тепло, он хорошо отводит влагу и быстро высыхает. Трикотаж и шерсть так не делают. Я рекомендую брать два комплекта термобелья. В одном ехать, в другом ー спать. Ветровка обязательно нужна и качественные удобные кроссовки.

Чем чинить велосипед

Даже если вы молодец и перед поездкой все заменили/перепроверили/купилиновыйвелик, от пробитых колес и мелкого невезения никто не застрахован. Мы на такой случай взяли с собой стандартный набор инструментов

  • набор шестигранников,
  • набор рожковых ключей (если есть болты),
  • педальный ключ,
  • выжимка цепи,
  • плоскогубцы (на всякий случай),
  • мультитул,
  • ремкомплект для колес,
  • изолента,
  • скотч,
  • стяжки,
  • запасные замки для цепи (на случай если цепь порвется),
  • ключ для спиц (на всякий случай).

и кое-чем из этого набора не воспользовались… К набору, соответственно, должны прилагаться руки, растущие из правильного места и умеющие всем этим пользоваться. Ибо без ремонта где-то в лесу на коленке не обошлось.

Как и на чём экономить в Норвегии

Жилье

Палатка в таком путешествии ー это самый очевидный способ сократить бюджет.  Причем не обязательно ночевать в кемпингах. Норвегия и Швеция знамениты своим так называемым «правом путешественника», согласно которому палатку можно поставить где угодно, хоть в черте города, если только это не частная собственность и расстояние до ближайшего дома больше 150 м. Можно и ближе, если хозяин не против. А обычно это так)

IMG_0050

Если уж без комфорта ввиде душа и туалета никак не прожить, то вам в кемпинг. Как правило кемпинги встречаются не реже, чем раз в 50 км. В среднем место под палатку на двоих с двумя великами (цена формируется в зависимости от количества человек и вида транспорта, на котором вы приехали) обойдется в 200 крон (примерно 1500 рублей). В тех же кемпингах можно снять «кабину» ー маленький домик, без удобств зато с кроватями и стенами. Это будет стоить уже 400-500 крон. Хостелы есть только в больших городах, и стоят минимум 250 на человека, airbnb как правило так же, а про гостиницы я вообще молчу. Мы и в кемпинги не заезжали без особой необходимости. В конце концов, помыться можно и реке)

Кстати, души в кемпингах как правило оплачиваются отдельно. Как-то раз мы остановились на ночлег рядом с кемпингом, спросили разрешения на ресепшене и сходили в душ у них, заплатив только за него. В некоторых кемпингах даже услуга такая есть ー за цену, чуть большую чем для постояльцев, можно сходить в душ. Так что спрашивайте, не стесняйтесь.

Еда

Еда в кафе стоит каких-то огромных денег даже для местных. Поэтому питаться дешевле всего в супермаркетах. В Норвегии есть несколько сетей бюджетных супермаркетов ー Coop, Rema 1000 и Kiwi. Мне больше всего нравился Coop.

Если начать сравнивать, то все равно получается дорого ー цены на продукты превышают русские примерно в 5 раз, а то и больше. Но! В каждой сети во всех категориях товаров есть бюджетные товары, выпускаемые под маркой сети. А-ля «Красная цена» в «Трех пятерочках». Это вполне приемлемо, и как правило, вкусно. Так что дабы сэкономить можно покупать их.

IMG_0026 (1)

Магазины встречаются довольно часто, находятся поиском в оффлайновых картах MAPS.Me. Но я рекомендую иметь всегда с собой какой-то минимальный запас еды на случай, если непогода заставит сидеть на месте. Была у нас история, когда мы ждали хорошей погоды в кемпинге в компании тех самых рок-н-ролльных англичан, когда из всей еды у нас остались одни макароны. Даже посолить нечем было. К счастью англичане оказались сердобольными и подарили нам супчик быстрого приготовления, который спас наш вечер.

Интернет

Во всех этих супермаркетах есть бесплатный wifi. Это даже для местных была новость, многие об этом не знали. Он, как правило, есть на площадях в больших городах, в музеях, библиотеках и во всяких других общественных местах.

Почему в Норвегию стоит поехать, несмотря ни на что

Норвегия очень обеспеченная, и вследствии этого очень дорогая для туризма страна. Там сложный рельеф и часто плохая погода. Но если бы меня спросили, хочу ли я поехать туда вот так еще раз ー о да, конечно хочу!

Я думаю, что норвежцы такие добрые и спокойные, во многом потому, что они растут, окруженные грандиознейшей красотой. Там, чтобы увидеть гору, водопад, необычную скалу, фьорд, даже и ехать никуда не надо ー это везде. А велосипед, помимо независимости от транспорта, еще дает возможность быть частью действия ー ты все время на улице, на воздухе, тебя обдувает ветер, поливает дождь и греет солнце, и ты намного лучше чувствуешь эту страну таким образом, ты не смотришь на нее через стекло. Ты спишь на воздухе, просыпаешься на берегу фьорда, озера или реки, и каждый день у тебя завтрак с видом на такие места, что кажется что кто-то взял картинку из гугла и заменил тебе ландшафт ею. Это, несмотря на некоторые бытовые сложности ー невероятно.

IMG_0666

Морская нестабильная погода иногда рисует совершенно замечательные картинки ー огромная серая дождевая туча, нависающая над скалой посреди ясного, залитого солнцем неба, гроза и штиль буквально на расстоянии 2 километров друг от друга. Нигде больше я не видела такого невероятного неба и таких низких облаков.

  • Норвегия идеальна для туризма.

Особенно для начинающих путешественников, которые пока не готовы тусить в глуши,  еще и потому, что в ней все для него есть. Туризм ー третья по важности отрасль в экономике страны, поэтому об удобстве путешественников там прям думают. Кемпинги повсюду, дороги отличные, вдоль дорог в среднем каждые 20 км (хотя тут все зависит от того, насколько эта дорога популярна, иногда по два дня таких мест не встретить) есть оборудованные места для отдыха ー со столами, урнами и туалетами, за которыми следят и которые убирают и в которых есть горячая вода. На одной такой остановке мы даже видели душ! Правда летний, не знаю, насколько это приятно).

  • Велодорожки есть чуть ни в каждой деревне.

А, например, в Тронхейме так вообще по всему городу дорога ー это по сути три дороги: для машин, для велосипедистов и для пешеходов. И у всех свой светофор.

  • Водители очень вежливые.

Если дорога проходит в горной местности с резкими поворотами, то водитель будет ехать за тобой медленно до тех пор, пока не решит, что участок безопасен для обгона, даже несмотря на отсутствие встречных машин. При этом тебе не будут сигналить и ругаться. Это нормально.

IMG_0635

  • К тому же Норвегия одна из самых безопасных стран на планете.

Враждебность там отсутствует как явление. Удивительно, но это даже природы касается. Ночевать можно в любом лесу не боясь, что тебя съест медведь.

На тебя никто не нападет и не украдет твои вещи ー обеспеченным людям чужого не надо. Даже если вы забудете или потеряете свою вещь, то, вероятнее всего, она найдется. Норвегия входит в топ 10 стран, безопасных для путешествия в одиночку. Мы много раз встречали девушек, которые путешествовали одни. Хотя, конечно, если убеждать себя, что опасность есть всегда и везде и бояться сирийских беженцев, которых там, да, много, то проблема вас найдет, где бы вы ни были.

IMG_0282

Норвежцы очень вежливые и дружелюбные. Вообще, у них нормально не кричать, не бросаться на людей, улыбаться и вообще относиться к человеку по-человечески. Особенно это заметно, когда возвращаешься домой к согражданам. Нет, я не говорю что русские плохие. Я пока не представляю, где бы я могла жить кроме России. Но нам определенно есть чему поучиться у них)

Прежде чем поехать, мы много начитались о том, какие норвежцы холодные и как им все равно на ваши проблемы. Не знаю в чем дело, то ли мы просто удачливы, то ли дело все в людях, которые так считают, но у меня сложилось впечатление, что все наоборот.

Была у нас, например, такая история…

Вечером следующего дня после поездки на Нордкапп мы поехали в ближайший город Хоннинсвог. Там мы рассчитывали закупиться в супермаркете и отправиться ночевать в зал ожидания парома. Один раз до этого мы так уже делали, но теперь не вышло ー зал ожидания оказался закрыт. Давай мы, значит, ходить по городку искать место под палатку. Было по-прежнему холодно, но других вариантов не представлялось. Вторая проблема состояла в том, что в этом городке искомого места абсолютно совершенно не было. 0% плоской земли в городке, построенном на скалах у моря. Исключение составляют места под дома, газоны у домов, и дороги.

Время позднее ー около 12. Мы ходим по городку и пытаемся спросить у редких прохожих, не знают ли они, куда нам податься. Никто, конечно, не знал. Проходя мимо какого-то очередного дома, увидели женщину, которая судя по всему, сидя на лестнице своего дома, допивала вечерний чай и собиралась спать. На вопрос не знает ли она, где есть нужное нам место, ничего нового мы не получили. Тогда, отчаявшись, мы спросили, а не разрешила бы она поставить палатку прямо у нее на газоне. Я даже не сразу поняла, что она имеет виду под «No problem», так это было неожиданно. Более того, спросила не нужно ли нам чего — воды, например. Выдала ключи от дома, чтобы мы могли воспользоваться туалетом и чайником на кухне с утра, потому что они встают поздно! Это же волшебство! Она нас три секунды видела. Это было настоящее счастье! Конечно, потому что мы уже думали, что в такой ветер и холод ночью нам придется ехать за город, но больше даже от того, что такие люди есть на планете.

Другой хороший парень ー Ориан. Мы нашли его на коучерфинге и он поселил нас у себя, в отдельной комнате с видом на море. Он жил в месте, в котором мне хотелось побывать с самого начала путешествия ー в традиционном норвежском огромном доме в очаровательном месте где-то посреди Лофотенских островов. Дом, со своим настроением, креслом-качалкой в чудесной гостиной и с таким пейзажем за окном, что дух захватывает.

Еще до нашего приезда, когда мы были все еще в 200 км от него он давал нам советы и переживал, чтобы у нас все было хорошо. А в день приезда написал: «На случай, если я не успею вернуться к вашему приезду ー дверь открыта, располагайтесь. Ваша комната внизу, первая дверь слева.» Незнакомые люди, казалось бы.

Мы провели у него потрясающие три дня. Он возил нас по округе, по популярным окрестным деревням, в которые мы сами ни за что бы не поехали, показал самый северный на планете сёрф-лагерь и белый песчаный пляж, который ты не представляешь себе, когда думаешь о Норвегии. Мы ездили в музей, пекли вместе блины и болтали каждый вечер, кучу всего он рассказал нам о стране. Знаете, есть выражение «свой человек». Вот это про него. Мы с ним до сих пор общаемся и это прекрасно.

Да и вообще в путешествиях ты как правило встречаешь клевых людей, с которыми просто приятно пообщаться. В какой то деревеньке на национальной туристической дороге Андойя ма остановились отдохнуть и перекусить. Встретили там чувака на веле, которого видели уже дважды до этого — в Тромсё и на пароме. Чувака зовут Марк, он из США, 10 лет проработал в Гонгконге. И вот теперь два года как уволился и путешествует. Изучал русскую литературу в университете Беркли и говорит по-русски) в общем интересный парень. Дальше поехали вместе.

Где-то по дороге нас остановил француз на велике, который ехал нам навстречу. Спросил насчет парома впереди. В итоге проболтали мы вот так на дороге полчаса. Фредерик много где бывал и даже несколько раз катал по России. Рассказал нам о том, как он однажды в Мурманской области заехал в закрытый поселок Умба. Два часа в милиции ему пытались объяснить на русском, почему ему сюда нельзя, на весь поселок нашелся всего один человек, который говорит по английски, учитель, которого Фредкрик не мог понять. Ночевать остался прямо в милиции на столе и всю ночь со стены на него смотрел портрет Медведева. А на утро милиционеры, которые теперь уже считали его своим другом обеспечили ему эскорт для выезда из места. Мы обменялись контактами и он нам пообещал сконнектить со своим другом в Стокгольме, чтобы нам было где переночевать там.

IMG_0544

Долго так можно рассказывать. Но лучше езжайте сами и набирайтесь впечатлений. Каждый это может, не важно сколько денег у вас есть. Как говорит Антон Кротов, чем меньше денег, тем дольше и меньше комфорта. Но все возможно, было бы желание.