Создатель проекта Nalichniki.com рассказал о том, как сфотографировать 10 000 окон по всей стране и не сойти с ума. История о таинственных символах, зашифрованных в деревянной резьбе, наличниковых грабителях и самом популярном календаре на 2017 год в России.

Как все начиналось

Идея коллекционирования фотоснимков наличников возникла случайно и гораздо позже, чем в день, когда я впервые снял окошки в путешествии. Первым городом в коллекции 9 лет назад стал Энгельс, там я впервые обратил внимание именно на наличники, потому что, к сожалению, больше ничего интересного не нашлось. Среди унылости окружающего пейзажа наличники заметно выделялись – в Энгельсе они таких особенно ядрёных цветов! Через неделю я попал в Навашино, затем – в Ростов Великий, оттуда – в Мышкин, где по инерции продолжил обращать внимание на наличники и фотографировать их. Сопоставив увиденное, я понял, что наличники разных городов невероятно отличаются друг от друга. За первый год я отснял 25 городов и стал выкладывать фотографии в ЖЖ, а также делать коллажи по 36 наличников из каждого населённого пункта. Это получило отклик и вдохновило меня.

2pEOnRxj3YE (1)

Первым городом, куда я поехал целенаправленно – на наличниковую охоту, – был Дмитров. Когда городов в коллекции накопилось 40, я решил сделать первый сайт. Но самое главное открытие того периода для меня: о наличниках нет и никогда не было никакой специализированной литературы. Нет ни научных трудов, ни справочников для широкой аудитории, объясняющих наличниковую разницу между разными городами. Тогда я задумал создать такую книгу, и в данный момент, пусть медленно, но работаю над этим.

Сегодня я делаю коллажи не только по городам. Специально для страниц настенного календаря «Наличники – 2017» я собрал на основе своей огромной коллекции 12 коллажей по цветовым ассоциациям с месяцами. Например, май в этом календаре собран из наличников сиреневого цвета, снятых в разных уголках России (потому что май ассоциируется с сиренью), а для страницы сентября я подобрал наличники цвета опавшей листвы. Мой календарь на 2016 год, собранный по тому же принципу, но в другой цветовой гамме, стал самым популярным календарём на 2016 год в России. Думаю, и новому календарю не будет равных: количество предзаказов по краудфандингу бьёт все рекорды!

original (3) (1)

Секретные знания

В наличнике, порой, можно отыскать крупицы утерянной народной культуры, или современную символику, являющуюся оберегом лично для владельца дома. Оттого на резном окошке может быть и мерянский дракон, и татарская тамга, и карточная масть, и значок спецназа.  

Я не принимаю специальных мер, чтобы зашифровать или засекретить адреса домов, которые снимаю. Лишь совсем недавно — спустя 9 лет с начала этого увлечения, спустя 10 тысяч (!) отснятых деревянных домов впервые возникла необходимость не выдавать адрес. И вот почему. Я приехал в одну глухую деревню на съёмку (действовал по наводке). И меня там восприняли в штыки, прогоняли, недобро посматривали. Оказалось, здесь недавно произошла страшная история: в деревню приехали чужаки и долго фотографировали наличники. А через неделю кто-то приехал ночью и стал спиливать наличники с одной избы. Хозяйка была дома и очень испугалась. Она вылезла из окна с противоположной стороны и убежала к соседям, которые смогли спугнуть грабителей. Однако всего пережитого сердце старушки не выдержало, и вскоре она умерла. Дурная весть быстро облетела окрестные деревни, и, когда туда приехал я, мне запретили выкладывать в интернет не только адрес, но даже названия деревень, где и что я снял. Да я и сам адресов не публикую. Мне кажется, это лишняя техническая информация.

Rng1k85ZGL4

В туристических городах люди привыкли к интересу со стороны путешественников и не обращают на фотографов внимания. В городах, где туристов не бывает, чаще интересуются, с какой я целью снимаю. Иногда достаточно простого ответа: снимаю, потому что красиво. Но реакция бывает разная. Однажды сумасшедший дед кидался в меня камнями из окна дома! Уж не знаю, откуда у него дома взялись камни. Возможно, завидев врага, он набрал их на улице и, заняв безопасную позицию дома, вёл оттуда огонь.

K8UI4t19riQ

Музейная коллекция

Фотография – это бережное коллекционирование. Музей деревянного зодчества – эффективный способ сбережения редких образцов деревянной архитектуры, но ведь для него всю красоту берут и увозят в специальную резервацию красоты, оставив на прежнем месте безобразие. Гораздо реже на месте оставляют хотя бы современную копию объекта. А виртуальный музей – способ, ничего не выкорчёвывая из родной земли, тем не менее, собрать всю красоту в одном месте.

Календарь Виртуального музея наличников «Наличники – 2017» заказывайте по ссылке.

Сначала я назвал сайт коллекцией, но это не коллекция, а именно музей. Ведь коллекционирование – просто собирательство. А данный проект – не просто собирательство, здесь происходит изучение, научная систематизация материала, просвещение. Ни одна моя выставка не проходит без лекций или круглых столов о сохранении деревянного зодчества или об особенностях наличников в разных регионах.

original (4)

Хочу ли я наличники на своё окно? Пока – нет. Представьте, как с 17-го этажа типового дома порыв ветра срывает наличник и кого-нибудь прибивает насмерть. Не думаю, что такое происшествие сослужит добрую службу в деле популяризации наличников.

Я всегда влюбляюсь в наличники того города, который посетил в последней экспедиции. Так, недавно я был в Нижегородской области, и теперь просто без ума от её наличников!

original (1) (1)Сфотографировать все наличники – это как скачать весь интернет, то есть невозможно, да и ни к чему. Всё моё собирательство было бы бессмысленно без популяризации. Ведь наличник — уникальный элемент русской культуры, больше ни у кого такого нет! Сегодня в любом маленьком древнем городке никто – даже музейщики и краеведы! – не знает, где у них самое красивое деревянное здание. А я, обойдя город за час, понимаю, что вот же они – три самых красивых домика, которые можно и нужно показывать туристам. Думаю, именно за счёт внимания туристов можно изменить мнение человека о его собственном доме. Все пикеты и петиции бессмысленны, потому что проблема сохранения архитектурного наследия – вопрос жизненных ценностей. Бывает, я фотографирую наличник, его хозяева поначалу недоумевают: чего тут снимать? Я им тогда рассказываю про свой музей, и они говорят: «Что ж, значит, пожалуй, покрасим по весне эту старую деревяшку. А то собирались, было, выкинуть».

kQnHlYwZliM