Сначала небольшая справка: с марта 2008 года чтобы попасть в Тибетский Автономный Район (ТАР) все иностранцы должны покупать тур, а одиночные перемещения «дикарем» запрещены.

При этом вплоть до 2011 года редкие случаи проникновения отчаянных путешественников в ТАР без пермитов все-таки случались, но сегодня контроль усилился в десятки раз. Любые попытки попасть в Тибетский автономный округ без пермита – это нарушение законодательства КНР, чреватое депортацией, запретом на въезд и даже лишением свободы.

Хорошая новость: Тибет не ограничивается ТАР. Самостоятельно и без пермита можно проехать в большинство территорий Амдо и Кхама, где есть и монастыри, и мудрые ламы, и священные горы, и бескрайние равнины с живущими на них кочевниками.

И все же: если вы точно решили пробраться на территорию ТАР без пермита, прислушайтесь к опыту бывалых путешественников.

4755303352_3b3eab4c1d_b

История первая

Андрей Нема

Мое приключение развивалось на севере от столицы Непала Катманду. Дул попутный ветер, и многие обстоятельства подталкивали к гималайскому безумию – началу самого крутого автостопа по Гималаям. С чего начать?

1. Стопим до села, название которого из местных, наверняка, никто не знает, – Bimali. Село находится на расстоянии примерно 5 км от Demuche. Первый и самый сложный чек-пост, который теоретически можно миновать за четыре-пять часов, нам дался за полтора дня.

2. Пробираемся тропинками к селу вниз по горе и доходим до реки. В селе, как мы решили, нет смысла спрашивать, куда идти к Demuche, ибо местные начнут крутить указательным пальцем у виска и тыкать в сторону дороги. Мы игнорируем добрые наставления и отправляемся дальше.

3. Дальше у нас что-то пошло не так. Забыв о том, куда и зачем мы шли, мы были рады оказаться в прекрасном Национальном парке. Путь обхода чек-поста мы искали долго. Какая-то из сотен тропинок увела нас на очень крутой склон, где и благополучно исчезла. Со склона мы вернулись только на следующий день по верхней тропинке, которую чудом удалось найти. Было отрадно снова видеть этикетки от шоколадок и сигаретные пачки. Вывод: говорите с местными, которых иногда можно встретить на тропах, и узнавайте, где же всё-таки эта желанная тропа на Демуче – не делайте так, как мы.

4. Добравшись до Demuche, возрадуйтесь, но не вздумайте расслабляться: только пара дурацких чек-постов в городе отделяет вас от крутейшего гималайского автостопа в кузовах пикапов.

4755307326_410dc7f4de_b

Первый чек-пост находится через 300 метров после начала города. Его можно миновать как угодно почти без угроз для жизни. Мы обнаружили пятиэтажный домик за 50 метров до чек-поста. Здесь подают самый дешёвый – за 150 рупий – Dhal Bhat и к тому же вкуснейший в Непале, ибо приготовленный индуской семьей. Полные удивительной энергии от трёх порций на каждого, мы спустились на первый этаж и пошли гулять через крутейшее тибетское село, минуя чек-пост. Так вот, это и есть лучший способ миновать этот чек-пост. Можно попытаться обойти его через верх по склонам, но в итоге придётся опять спускаться вниз к той же дороге, где стоят эти клоуны в форме.

4. Поскольку дорога идёт зигзагом, а второй местный чек-пост находится почти противоположно первому на дороге снизу, лучшее решение – это прогуляться через село, не обращая внимания на людей в форме. Завидев вас, они ждут, что вы притащите свои безвольные тушки с купленным пермитом на первом чек-посте и даже не догадываются, что вам это… Ну, сами знаете. Чек-посты иногда двигают, поэтому, даже подойдя впритык, развернуться и пойти в другое направление, почуяв запах добросовестного работника, не проблема.

4776611973_2529ba4ace_b

5. Следующий непонятный чек-пост находится в конце города Syabru Besi (Syafrubesi – вариация названия) на развилке, где дорога расходится на две, ведущие в разные направления. Вечером никого там не было, а на обратном пути парень попросил у нас паспорта. Переписав данные, он вспомнил, что у нас должен быть пермит. Мы, в свою очередь, сразу забыли английский и мычали, тыкая пальцем в сторону дороги на Катманду – всегда срабатывает.

6. Следующий армейский чек-пост находится после Timure, последнего города перед границей с Китаем. Здесь вся наша отвага была затоптана в пыльной дороге. Стопить было некого, мы спали на пыльном склоне от силы часа четыре и не нашли ни одной причины пробираться дальше.

Стоит добавить, что вернулись мы в самый грозный первый чек-пост, который обходили полтора дня в прошлый раз, и решили в наглую его пройти. Парень, отвечающий за сбор бумажек, конечно, помнил мои космополитические речи трёхдневной давности о том, что у меня нет денег платить за принадлежащий мне мир, и настоял на том, чтобы я всё-таки отслюнявил ему 35 долларов за Национальный парк, который местная аристократия превратила в мусорку. После угроз полицией, они перерыли рюкзак, нашли 15 долларов и дали благородный жест, чтобы мы сматывались.

4782209145_dbce36fa23_b

История вторая

Влад Батизи

  • Едем с Ланьчжоу. В кассе покупаем билет Ланьчжоу-Лхаса, и билет из Ланьчжоу до ближайшей станции по другому направлению – время отправления у них практически совпадает. В билете Ланьчжоу-Лхаса проделываем отверстие, которое остается после контролеров на первом этапе проверки. Первый этап проходим по билету Ланьчжоу- ближайшая станция, а при посадке в вагон показываем подготовленный «закомпостированный» билет Ланьчжоу-Лхаса.
  • Следующий этап: при выгрузке из вагона по прибытию надо примкнуть к группе белых туристов; пермит не станут проверять и по приезду. При заселении в отель все будет зависеть от вашей красивой истории, скорее всего проситься нужно будет как минимум в пять гостиниц. Кроме того, если будете лазить без группы, у вас тоже могут спросить пермит.

Этот метод рисковый и возможно устарел. Если решите испробовать, рискуете быть пойманными, ну а кого получится, тот молодец.

История третья

По пути | Все будет круто!

Есть три способа попасть в Тибет

1) Купить тур и поехать туда в составе группы
2) Купить жд билет самостоятельно
3) Добраться автостопом

Первый вариант очевиден своей простотой и необходимость хорошенько раскошелиться.

Второй вариант не совсем актуален. Ранее билеты продавали в кассах только китайцам, и смышленые путешественники просили встречных китайцев купить им билет. Но с недавних пор в билетах прописываются паспортные данные, что вынуждает покупать билет лично, и туристам его не продают.

Так как мне билет не продали, я выбрал третий путь – автостоп.

В первую очередь надо определиться с маршрутом:
Мой путь лежал от Юйшу, через Ривоче в сторону Лхасы. На карте я отметил пройденные мной КПП, на последнем из которых я был обнаружен.
Откровенно говоря маршрут был плохо продуман, так как до Лхасы от границы в этом месте достаточно далеко, а дорога там была на ремонте, по сему передвижение очень медленное. Но плюсом является то, что с той стороны я полагаю мало кто ждет таких туристов.

Наиболее удачным решением считаю пересекать границу со стороны Нагчу, расстояние до Лхасы наиболее короткое да и мало кто ожидает с той дороги нарушителей. Достаточно популярны маршрут со стороны Сычуани, в виду близости от Чэнду, в счет чего я полагаю и пересекать там сложнее, так как таких казачков там уже знают. Ломиться со стороны Непала не вижу смысла, здесь ты не только посещаешь закрытую территорию, но еще и нелегально посещаешь сам Китай, а это уже может не обойтись одной только депортацией.

aJ-K31nSrsI

Советы

— Не одевайся броско. Да, для автостопа надо быть примечательным, но мы здесь нелегально, и нас не должны заметить;
— Имей запасные флешки для фотоаппарата. Когда меня уже поймали, то перерыли мои фотографии на телефоне и фотике в поисках доказательств. Без доказательств ты волен говорить им, что угодно;
— Водители сами знают, где тебя высадить. Вообще, как показала практика, это не совсем так. В итоге несмышленые дальнобои сдали меня в полицию. В то время как другие водители в страхе, что их накажут высаживали меня за несколько сотен метров перед КПП. Посему стоит всеми возможными способами дать понять водителю, кто ты здесь и зачем, и что знать остальным о тебе не нужно.

Все фото: Lyle Vincent